Найти тему
Школа Материнства

Детская агрессия: проявления и причины

Оглавление

Истинная агрессия у детей встречается крайне редко. 95% случаев агрессивного поведения – это недостаток навыков и умений у ребенка. Он просто не научился еще выражать свои эмоции и потребности по-другому. Поэтому в случае агрессии у ребенка до 5 лет, всегда важно найти истинную причину такого поведения и влиять именно на нее.

www.shkolamaterinstva.ru
www.shkolamaterinstva.ru

Проявления детской агрессии:

  • Ребенок дерется. Это, пожалуй, самый частый и очевидный вариант. Как правило, при устранении причин такого поведения и правильных реакциях родителей, ребенок начинает успешно справляться с желанием ударить кого-либо.
  • Кусается. Укусы обычно воспринимаются родителями именно как намеренная агрессия. Но чаще всего их причиной является любопытство или желание поиграть.
  • Аутоагрессия – действия ребенка, направленные на причинение вреда самому себе. Это самый сложный вариант для исправления. Как правило, приходится перестраивать систему воспитания и привычки родителей. Чаще всего в этом случае требуется помощь психолога.

Самые частые причины детской агрессии:

1. Ребенок пытается проверить надежность привязанности. Чем больше у ребенка сомнений в том, что самые важные в его жизни взрослые любят его безусловно, абсолютно любым, просто потому что он есть, тем вероятнее агрессивное поведение и «непослушание». Малыш таким образом пытается прощупать границы: когда меня любят, а когда уже нет?Кроме того, повышается тревожность, которая выливается чаще всего именно в агрессию и истерики.

✔️ Для гармоничного и полноценного развития детям крайне важно чувствовать себя в безопасности. А ощущение безопасности возможно только при наличии надежной привязанности. Когда ребенок понимает, что его любят любым, вне зависимости от поведения. Это не означает, что нельзя выражать недовольство поступками ребенка. Можно. Но при этом нельзя отталкивать малыша полностью.

Самая правильная формула: «Малыш, я тебя очень люблю, но такое поведение недопустимо».

2. Ребенок испытывает сильные эмоции и не знает, как их выразить. Как правило, малыш расстроен, злится или обижен, и дерется или кусается на пике этих эмоций.

✔️ В этом случае обязательно нужно развивать эмоциональный интеллект: показывать на собственном примере, как экологично выражать негативные эмоции (безопасно для окружающих и для самого ребенка). А также подсказывать в моменте, проговаривая эмоции ребенка.

«Малыш, я вижу, что ты сейчас сильно злишься. Ты можешь порычать и потопать ногами».

3. Ребенок путает негативные и позитивные эмоции. Например, кусается от избытка радости.

✔️ В таком случае важно учить малыша осознавать свои эмоции и правильно выражать их.

4. Ребенок очень хочет взаимодействовать, но не знает, как. Например, бьет других детей, потому что хочет с ними общаться, а как установить контакт правильно не знает.

✔️ Здесь важно учить малыша общаться: собственным примером, на примере сказок и ролевых игр (например, когда игрушки знакомятся друг с другом), подсказывать в процессе общения, как установить контакт и взаимодействовать.

5. Вы бурно реагируете на проявления агрессии: кричите, смеетесь, рыдаете, сильно пугаетесь и т д. Зачастую это может превратиться для ребенка в игру «вызови у мамы эмоцию, это же так здорово!».

✔️ Выход тут – реагировать всегда иначе. По-взрослому и максимально уравновешенно, проговаривая свои эмоции и выражая их адекватно ситуации.

6. В семье в целом напряженная обстановка или какие-либо эмоционально значимые события, повышающие тревожность. Развод, рождение младшего ребенка, переезд. Скандалы, игнорирование друг друга, рукоприкладство, в целом напряженная обстановка. Все это напрямую сказывается на ребенке и, чаще всего, выливается именно агрессией.

✔️ Единственный способ в такой ситуации – изменить окружающую обстановку, найти компромисс в отношениях взрослых, если есть конфликт.

7. Ребенок видит примеры агрессивного поведения. Например, его самого шлепают или родители кричат друг на друга. В таком случае проявления агрессии в мировоззрении малыша – норма. Ведь родители – безусловные авторитеты в глазах ребенка, и всегда все делают правильно. Если ребенка бьют (даже изредка легонько по попе), то он понимает, что тоже имеет право драться. Если не бить родителей, то обижать тех, кто слабее его самого.

8. Недостаточно развита эмпатия – способность сопереживать и ставить себя на место другого. У маленьких детей это качество в принципе не развито, и это абсолютно нормально.

✔️ Единственное, что можно сделать – ежедневно, раз за разом проговаривать свои эмоции, обращать внимание ребенка на ситуации, в которых можно проявить эмпатию.

9. Физический дискомфорт (переутомление, голод, болезнь и прочее), с которым ребенок не знает, как справляться. Сам себя не понимает, сказать не может. Например, при возбудимой нервной системе и экспрессивных родителях высока вероятность, что ребенок будет в таких ситуациях вести себя очень агрессивно.

✔️ Выход – по возможности не допускать переутомления и голода, помогать малышу справляться с дискомфортом различными способами.

Почему важно работать с детской агрессией:

▶️ Управление эмоциями в целом, и контроль агрессии в частности – очень важный навык для успешного взаимодействия с другими людьми. Важно именно научиться распознавать свои эмоции и выражать их экологично – так, чтобы был выход чувствам, но не было негативных последствий.

▶️ Подавление злости, агрессии может приводить к психосоматическим заболеваниям (когда из-за высокого напряжения нервной системы организм ослабевает и появляются заболевания) или к “срывам” (когда эмоции долго накапливаются, а потом бесконтрольно прорываются наружу).

Замечали ли вы у своих детей проявления агрессии?

Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!