Найти тему
ФамилиЁ

Когда ребенок становится взрослым.

Дееспособность наступает в 18 лет. Юридически. В большинстве случаев. Ну или не наступает, если человек болен. Или наступает чуть раньше... это я про эмансипацию.

Но то юридически. А я предлагаю поразмышлять о психологии.

Когда лично вы, дорогие мои читатели, готовы отпустить своих детей? Нет, не так, чтобы не волноваться в два часа ночи или в пять утра, если детеныш не пришел домой вовремя. На самом деле, при отсутствии связи волноваться будешь в любом возрасте и в отношении любого близкого человека, не только ребенка.

Я о другом: когда вы готовы признать наличие в своем ребенке отдельной личности со своей свободой воли? В каком возрасте сыну или дочери предоставляется право самому определять свое настоящее и будущее? Когда ваш сын сможет сказать вам: "Мама, это Настя я ее люблю", и вы не не размешаете Насте в чае соль вместо сахара? Когда дочь сможет отказаться поступать в ВУЗ, если хочет отучиться на курсах и пойти работать парикмахером? В 18? 30? 45? или в 15? И отчего определение этого возраста проявлений самостоятельности зависит?

Небольшое лирическое отступление. Был у меня в практике один случай. Офис. Обед. Сидим, пьем чай. Заходит посетитель: бабушка - божий одуванчик. Действительно такая прям классическая старушка: худенькая, сгорбленная, седая - лет 70, не меньше. Оплатила консультацию и просит разъяснить ей порядок развода. Как в суд идти, как имущество делить ... ну и все прочее. В ходе консультации выясняется, что спрашивает не для себя - для сына. Ну и, мол, возьметесь за дело? Взяться-то возьмемся, говорим, цена такая, но пусть сын приходит, надо доверенность оформить, чтобы его интересы в суде представлять. А дальше коронная фраза:
- Что вы, что вы. Сын ни за что не придет! Он же ни в какую разводиться не хочет!!!

Вот как-то еще тогда, лет так 15 назад, мне не захотелось превращаться вот в такую, пусть и милую, старушку, которая за 40+ лет своего сына, 10+ лет его брака, так и не смирилась с тем, что мальчик вырос и сам выбирает с какой женщиной ему жить. Правда тогда у меня еще не было троих сыновей, и то, какими могут быть гипотетические "Насти" я представляла весьма приблизительно.

Средний сыночка на морях
Средний сыночка на морях

Но сейчас у меня в анамнезе один совсем взрослый, 25-летний, мальчик, два почти выросших парня 14 и 16 лет (9-летку можно пока не брать в расчет, хотя тот тоже иногда показывает свой характер). Девчонки у меня пока еще малы, хотя на самом деле, я думаю, что девчонки взрослеют гораздо быстрее пацанов.

Еще одно лирическое отступление. Каждое утро у нас начинается с похода младшей дочери к шкафу с ее платьями и классического женского вопроса "что надеть?". Дочь выбирает сама. Бабушка злится, что внучке в ее 4 года позволено выбирать, какое платье надеть сегодня, самой. Объективно это не удобно. На самом деле жутко злит, когда ребенок по 5-10 минут думает, какой наряд сегодня осчастливить. Если же дочь впала в ступор, когда "и повесить некуда и надеть нечего", - вообще швах и хочется спалить все платья вместе со шкафом, оставив одно, чтобы только не голой водить в сад. Но. А нет никаких "но". Просто я считаю, что если девочка по возрасту уже может подойти к шкафу, сама его открыть, сама достать платье и сама его надеть, - она может также сама и выбирать. Потому терплю.

Но вернемся к подросткам вокруг 18 лет. Ныне в этом возрасте только школу заканчивают, - готовы ли родители отпустить в свободное плаванье бывшего школьника (а то еще и старшеклассника) как только ему стукнет 18? Или напротив еще до этой знаменательной даты разрешат принимать свои самостоятельные решения?

Лично я считаю, что человек, получивший паспорт, уже способен распоряжаться своей жизнью сам. Не полностью, естественно, - в рамках конкретных, объективных обстоятельств. Но в любом случае, абсолютное послушание подростка из разряда "я не пойду гулять, потому что мне мама велела делать математику" - скорее не норма, чем наоборот. Все-таки к этому возрасту должна появиться своя голова, своя воля и с ребенком надо начинать говорить, если не на равных (это все же невозможно, ввиду разного опыта), то хотя бы с позиции предлагающего старшего, а не определяющего автократа.

Но. И ответственность за такие свои решения несет уже сам подросток. И вот именно это правило (твой выбор - твоя ответственность) и должен донести до ребенка взрослый. Не запрещать, понуждать и прочее, прочее, а объяснить, что по сути сделать можно всё, что угодно, но за этим "что угодно" могут следовать вот такие и такие последствия.

Я хорошо помню себя в этом возрасте. В четырнадцать я вполне управлялась с маленьким племянником, могла самостоятельно добраться на/с загородной дачи. В пятнадцать мы с компанией до двух ночи палили костры и орали под гитару на крутом берегу Волги. В шестнадцать под гитару я уже орала на сценах разных ДК в компании таких же ушибленных на голову музыкантов (рок и рок-н-рол жив), самому молодому моему другу было двадцать два и он к тому времени уже закончил консу (Колька, если ты меня читаешь, привет большой и пламенный, люблю, целую!!). В семнадцать я нашла работу, завела санитарную и трудовую книжки.

Хм... К восемнадцати у меня уже был год педагогического стажа и мой доход приблизился к зарплате моей мамы, инженера с высшим образованием.

Фото с фото. Автору шестнадцать
Фото с фото. Автору шестнадцать

И я даже представить себе не могу, чтобы моя мама в мои ограниченно-дееспособные шестнадцать сказала бы мне императивно: "Нет, ты не пойдешь в Академию, ты пойдешь в книготорговый!!!" Это была моя жизнь и мой выбор, и мама могла только предлагать иной путь, но оспаривать мое решение - вряд ли.

И я бы удивилась, если бы в те же шестнадцать мама запретила мне ехать на неделю на дачу к подруге под соусом "ты завалила историю на вступительных". Нет, это тоже была моя жизнь и мой выбор. Поэтому я сама брала пособие по истории СССР и читала его на пляже. И да, все начиналось с права бросить музыкалку в двенадцать и привело к записи "генеральный директор" в трудовой в мои тогда двадцать два.

Мне нравится моя жизнь и мне бы хотелось того же самого для своих детей. Самостоятельности. Да, инстинкты и время берут свое, и когда уже мой 16-летний сын отпрашивается к другу на дачу, я отпускаю после звонка родителей визави, уверивших в своем контроле за парнями (а мы то с подругой были на даче одни... ага, ей 15, мне 16). И при получении паспорта пацанов своих сопровождала (справедливости ради, я получала паспорт сама, но в шестнадцать). И в школу, скрепя сердце, хожу (ааааа... моя мама на собрания ходила дважды: в первом классе познакомиться с учителем и в одиннадцатом - обсудить какое шампанское покупать на выпускной). И (о боже!) музыкалку детям бросить, наверное, не позволю (хотя... если захотят - будут прям они меня спрашивать....).

Но. Да нет никаких "но", - просто иногда надо придержать свою разгулявшуюся свободу воли, чтобы отрастить аналогичную у ребенка. Все только начинается с платьев, а приводит к выбору жизненного пути.