Академия художеств была воссоздана с приходом Екатерины II. В ней произошло множество изменений. В 1764 году в Академии было открыто воспитательное училище.
В середине 60х Акакдемию художеств возглавлял И. И. Бецкий, решивший принимать на обучение только пяти- шести-летних мальчиков. Он считал, что на совсем еще маленьких детях, как на чистых листах бумаги, можно писать знания, которые важны для системы образования, чтобы превратить детей в профессиональных художников.
Обучение в Академии художеств
Ученики Академии художеств делились на 5 возрастных категорий, каждая из которых длилась три года. В трех первых шла общая подготовка, а в двух последних - специальная. За хорошее и отличное обучение художники награждались золотыми и серебряными Малой и Большой медалями. Выпускники, окончившие Академию с медалью, имели право отправиться в заграничную поездку, чтобы улучшить свои знания в сфере мирового искусства.
В процессе обучения студенты сначала копировали рисунки и гравюры, затем изображали гипсовые головы и фигуры, только потом рисовали натурщиков, а в конце изучали композицию.
Исторический жанр в Академии ценился больше всего: скульптуры или картины не только на исторические темы, но и на темы легенд, античной и христианской мифологии. Гораздо ниже ставились портрет, пейзаж и бытовая живопись.
Представители русской академической школы XVIII века
Антон Павлович Лосенко (1737-1773) - известный живописец XVIII столетия. Находясь в Париже он написал такие картины как "Жертвоприношение Авраамово", "Чудесный улов", которые получили положительную оценку русских и иностранных критиков. Портрет Фёдора Волкова, выдающегося деятеля театра Лосев написал в России в 1763 году. Помимо этого портрета Лосенко изображал и других деятелей культуры: актёра Я. Шумского, И.И. Шувалова, А.П. Сумарокова. Лосенко побывал в Италии и изучил памятники античности. В картине художника "Зевс и Фемида" (1768-1769) впервые были ярко выражены черты классицизма, затем художник продолжил работать в этом направлении в картинах "Каин" и "Авель". В них Лосенко отчетливо прописывет анатомические особенности натурщиков вплоть до мышц и кровеносных сосудов, проступающих под кожей.
В то время, как большинство художников черпали вдохновение из античных сюжетов, Лосенко обратился к национальной русской истории, устанавливая тем самым равноправие ёё с православной историей античности. "Владимир перед Рогнедой" - картина Лосенко, выставленная в Академии художеств в 1770 году. Сюжет картины: известная история о том, как Новогородский князь Владимир, отвергнутый княжной Рогнедой, вторгся в Полоцк, разгромил его, убил отца и братьев Рогнеды и насильно взял её в жены. Сюжет ясно считывается на картине благодаря мастерски прописанным движениям и динамике фигур.
"Прощание Гектора с Андромахой" - еще одна прекрасная работа Лосенко. Гектор (один из героев Древней Трои), прощаясь с семьёй, уходит сражаться за родной город. В работе видно владение художником многофигурной композицией, чудесными светотеневыми приемами.
Лосенко является и одним из крупнейших мастеров графики своего времени. На его работах учились многие студенты Академии художеств. "Путешествие" - его рисунок 1760х годов, изображающий молодых людей, которые изучают руины классической архитектуры. '
Первое русское пособие по художественной анатомии: "Изъяснение краткой пропорции человека...для пользы юношества, упражняющегося в рисовании...". В Академии художеств им пользовались в течение нескольких десятков лет.
Иван Акимович Акимов (1754-1814) - видный мастер Академии конца XVIII века. "Возвращение Святослава с Дуная" (1773) : картина, изображающая радостную встречу князя - воина, пришедшего после похода, с семьёй. Дальнейшие картины художник писал всё больше на мифологические темы.
Акимов - автор работы: "Краткое историческое известие о некоторых российских художниках" (1804) - одного из первых историко-художественных очерков по русскому искусству.
Петр Иванович Соколов (1753-1791) - художник, создавший несколько работ на тему античной мифологии. "Дедал привязывает крылья Икару" - картина Соколова 1777 года - гимн человеческой вере в способность совершить полёт в небо.
Итальянским карандашом на тонкой тонированной бумаге он изображал своих натурщиков. Рисунки Соколова есть высшее достижение русского графического искусства XVIII века.
Во второй половине XVIII происходит изменения в понимании образа человека, что приводит к бурному расцвету портретной живописи. В то время русская портретная живопись встала в один ряд с произведениями западноевропейского искусства.
Портреты Федора Степановича Рокотова (1735/36-1808/09) отличаются человечностью, лирической глубиной, которые прежде не были свойственны русской живописи. Одной из первых его работ был портрет великого князя Петра Фёдоровича. "Кабинет И. И. Шувалова" - можно назвать первой интерьерной картиной XVIII века ( картина не сохранилась, но известна по копии, написанной А. Зябловым, учеником Рокотова). Рокотовв начале 1760х становится более изветсным художником. Будучи очень работоспособным, он брал много заказов. Например, в его мастерской могли одновременно находится 40 портретов.
Портрет великого князя Павла Петровича Рокотов написал в 1761 году очень легко и живо ( в отличие, например, от портретов Антропова). В портрете В. И. Майкова (ок.1766) Рокотов безусловно передал жизнерадостный характер натуры, очень реалистичный, приближенный к жизни.
Лучшие свои произведения Рокотов создал в 1760-1780х годах. В "Портрете неизвестного в треуголке", портрете "Неизвестной в розовом платье", портрете А. И. Воронцова, посла в Константинополе А. М. Обрескова художник воплотил свои наблюдения о внутреннем мире каждого из героев картин.
В портретах В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785) художником Рокотовым с наивысшим мастерством передана поэтичная одухотворенность портретируемых. Рокотов освещал лица прямым светом, подчеркивая тем самым глаза и губы в полуулыбке, в которых и скрыта интригующая загадочность. Портреты Рокотова заставляют зрителя остановиться и подолгу рассматривать работу.
Портреты В. Н. Суровцева и Суровцевой относятся к поздним работам Рокотова. Они отличаются сложной психологичностью.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) - один из наиболее значительных мастеров русской портретной живописи. Он создал множество портретов, описав яркие глубокие образы, работая с разными слоями населения.
В работе с изображением А. Ф. Кокоринова 1769 года художник показывает портретируемого (в его позе и повороте головы) человека с высоким чувством собственного достоинства. Очень точно переданы черты лица Левицкого, подробно проработаны фактуры костюма и оттенки тканей.
Высшим достижением Левицкого являются семь портретов "Смолянки" (1773-1776). На них изображены воспитанницы Смольного института: Е. И. Нелидова (1773), Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская (1773), А. П. Левшина (1775), Г. И. Алымова (1776) и др. В работах художника объединились красота юности, одаренность и непосредственность. Девушки изображены на сцене, демонстрирующими свои творческие дарования. Художником подобрано прекрасное решения для особого выделения образа юности благодаря светло-розовым оттенкам одежд и персиковой коже, контрастирующими с темным фоном.
Изображая горнозаводчика П. А. Демидова, богатейшего человека, Левицкий совместил торжественность парадного портрета с реалистичной трактовкой, написав Демидова возле стола с лейкой, книгой и цветочными луковицами.
Отец художника, сельский священник, был написан Левицким в работе 1779 года. В облике старика зрителем легко считывается весь жизненный опыт, через который прошёл мужчина, вся полнота прожитой им жизни.
Портреты Урсулы Мнишек и Анны Давиа относятся к числу лучших произведений художника.
"Екатерина-законодательница" - парадный портрет 1783 года работы Левицкого. Императрица, несмотря на свои 54 года, изображена довольно стройной и моложавой. Но художник не пытался польстить императрице, он лишь хотел дать желаемый образ просвященной монархии.
В портрете мужа и жены Митрофановых особенно проявляется интерес Левицкого к неповторимой индивидуальности человека. Муж показан довольно скромным, в отличие от образа энергичной жены.
Все портреты Левицкого проникнуты жизнеутверждающим духом и радостным восприятием действительности. Последователями манеры письма Левицкого стали такие художники как П. С. Дрожин, Е. Д. Комеженков, Л. С. Миропольский.
Евграф Петрович Чемесов занял видное место среди портретистов XVIII века. Ему принадлежит ряд чудесных гравированных портретов Ф. Г. Волкова, И. И. Шуваловой и "Елизаветы Петровны в черной мантилье", выполненных в блестящей технике.
Возникший в XVIII веке интерес к реальной человеческой жизни развил не только портретный, но и бытовой жанр.
Так, например, Иван Иванович Фирсов (ок. 1733-после 1785) написал "Юного живописца". На картине изображены будни начинающего художника, его натурщицы, маленькой девочки, и её матери. Зритель, глядя на эту работу, будто бы оказывается внутри мастерской и становится участником происходящего. Данная картина является единственной известной работой Фирсова в области бытового жанра.
Крепостной князя Г. А. Потемкина, художник Михаил Шибанов (? - после 1789) создавал портреты, а так же композиции крестьянского быта. "Празднество свадебного договора" - картина, написанная с глубоким изучением художником окружающего мира: невеста не замечает всего, что происходит, рядом стоит довольный жених и посмеивающиеся сваты, а так же заботливые подруги, следящие за порядком церемонии.
Иван Алексеевич Ерменёв (1746-после 1792) - художник-выпускник Академии художеств. Некоторое время он жил во Франции, присутствовал при взятии Бастилии и делал несколько зарисовок на эту тему. Одна из его гравюр так и называлась "Сделано во время действия".
Бытовой жанр в живописи обеспечил будущем поколениям возможность иметь представление о реальной жизни людей XVIII века.
О дальнейшем развитии в живописи и графике читайте в моих следующих статьях!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#живопись #история искусства #россия #история россии #картины #портреты