В славном городе Владимире, расположенном на крутом склоне реки Клязьмы, в самом центре старой княжеской крепости, ныне зеленеющей кронами городского парка, стоит Дмитриевский собор.
В конце 12 века, во времена расцвета Ростово-Суздальского княжества, князь Всеволод Большое Гнездо "воздвиг церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом, и не искал мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди своих".
Этой церковью и был Дмитриевский собор, законченный Всеволодом в 1197 году, когда великий князь владимирский внес в храм икону Дмитрия Солунского и часть «сорочки» мученика, пропитанную его кровью.
"Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили" - сообщает нам летопись. Труд мастеров уже сформировавшейся к тому времени владимиро-суздальской архитектурной школы стал каноническим примером крестово-купольного белокаменного храма.
Главная же его особенность - красивейшие и сложные даже по меркам нашего времени рельефы на стенах. Кого только не увидишь здесь - и улыбающихся львов, и пальмы, и ангелов, протягивающих восседающему на троне царю освященный хлеб. Текст ветхозаветного видения Иезекииля говорит об этом так: "От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, деланы были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой - львиное..."
Но с чем же связано такое роскошное украшение стен храма христианской символикой?
Как известно, деятельность Андрея Боголюбского, предшественника Всеволода, и уж тем более самого Всеволода, была направлена на развитие владимирской церкви, на утверждение Владимира как центра русской митрополии - а соответственно, и новой столицы! Современники сравнивали собор Покрова на Нерли, выстроенный Андреем — с Храмом Соломона.
При этом сам князь сравнивался и с Давидом, и Соломоном; а средневековая традиция рассматривала царственных предков Христа, отца и сына, как авторов одного великого проекта по созданию града и храма. Тогда кажется весьма вероятным, что князья, могли отождествлять себя с Давидом, создающим Иерусалим!
Вот такие истории может содержать в себе белокаменная лепнина, повидавшая на своем веку немало войн, междоусобиц и, самое главное, реставраций. О них в ближайшее время будет новый Дзен.
Следите за нашими выпусками, потому что в каждом из них вы можете найти интересное направление для своих поездок!
А если и этого показалось мало, то добро пожаловать на наш сайт По России на Авто.