Осеннему обострению посвящается
Петербург то и дело мелькает в разных исследованиях на тему психического здоровья. Вот, к примеру, Минздрав заявлял о том, что в первый «ковидный» год пяти тысячам жителей был поставлен диагноз «психическое расстройство». Статистика - штука гибкая. Поэтому лучше смотреть на факты. Помимо традиционного стресса, который испытывают жители мегаполисов, души петербуржцев терзают капризный климат и серость красок. Причин для уныния нынче полным полно. Не секрет, что жизнь в городе стремительно дорожает, а мы всё держимся, следуя доброму совету. Так незаметно и подкрадывается депрессия.
Жанна Владимировна Береза, петербургский врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, рассказала «Скамейке» о том, какие мифы существуют вокруг отечественной психиатрии и почему пора перестать им верить.
То и дело мы слышим про «осеннее обострение». Чем не угодило нашему организму воспетое в стихах Пушкина время года?
Сезонность часто обостряет эндогенную, то есть генетически обусловленную депрессию и биполярное расстройство. Это действительно связано с изменением длины светового дня.
Важно понимать, что, если человеку просто не нравится темное небо, ему грустно, но при этом он активно включается в интересную для себя деятельность, получает удовольствие от каких-то приятных ситуаций — это не сезонная депрессия. Можно проверить уровень витамина D, и, если что-то беспокоит, обратиться к психологу.
К психиатру нужно идти, когда одни и те же симптомы — снижение активности, нарушение сна, снижение внимания, памяти и т. д. — возникают каждый год в одно и то же время.
А может сезонная депрессия возникнуть летом? Учитывая, что лето у нас тоже немного осень… Если не считать той дикой жары, что бывает раз в десять лет.
Да, такое бывает. У каждого человека может быть свой сезон, даже свой месяц, когда это проявляется. Иногда бывает, что несколько лет это весна, а потом вдруг депрессия возникает осенью. Состояние выравнивает правильно подобранная медикаментозная терапия, которая не прерывается в течение нескольких лет.
Какие расстройства психики сегодня встречаются чаще всего?
Очень много тревожных и соматофорных расстройств. Соматофорные расстройства — это физические расстройства, которые возникают в связи с тревогой: тахикардия, мышечные зажимы, нарушения сна, синдром раздраженного кишечника.
Человек часто приходит с этим к терапевту, гастроэнтерологу… Когда не находят ничего, отправляют к нам, и часто это оказывается тревожным расстройством. Из-за пандемии таких пациентов стало еще больше, потому что такие социальные сдвиги могут приводить к расстройству адаптации, когда психике человека сложно адаптироваться к ситуации.
Также сейчас стало много пациентов с постковидным симптомом, которые имеют комплекс психоэмоциональных нарушений. Они бывают похожи на соматофорные расстройства — те же физические симптомы, не имеющие под собой причины, которые часто сопровождаются выраженными когнитивными нарушениями, снижаются память и внимание, уровень энергии. Человек сталкивается с трудностями при выполнении привычных для себя действий.
Можно ли сказать, что какие-то расстройства более характерны для мужчин, а какие-то — для женщин? И как это может соотноситься с возрастом?
Что касается женщин — это возраст менопаузы, от 40 до 60 лет. На фоне гормональных изменений серьезные тревожные состояния — панические приступы с тахикардией, головокружением, повышением давления — могут появляться даже у тех женщин, которые раньше не испытывали проблем в эмоциональной сфере.
Также с возрастом появляется риск сосудистой патологии. На фоне ухудшения кровообращения возможны и психические расстройства — тревожные, и депрессивные, и психотические.
Но, в целом, сказать, что молодые женщины страдают от депрессии чаще, чем мужчины, нельзя. Просто женщины обращаются чаще, у них нет такой установки как у мужчин, многие из которых воспринимают визит к психиатру как слабость.
Что касается больших психических расстройств, например, шизофрении, — ими мужчины страдают чаще, чем женщины, хотя и с небольшим перевесом.
Можно ли получить психиатрическую помощь по месту жительства, без прописки?
В России психиатрическая помощь не входит в систему ОМС, а напрямую финансируется из бюджета РФ. Психиатрическая и психотерапевтическая помощь оказывается по участково-территориальному принципу. Человеку без прописки бывает сложно попасть на госпитализацию — обычно его отправляют в отделение, которое является временным, а потом переводят лечиться по месту прописки. Госпитализация пациента может быть недобровольной, если человек опасен для себя или окружающих.
Многие до сих пор боятся обращаться за психиатрической помощью. Сейчас этот страх обоснован?
В своей практике я часто сталкиваюсь с со страхами пациентов, которые считают, что психиатрия — это что-то очень калечащее, тебя превратят в овоща, закормят таблетками… Это не так. Наша система стала более ориентирована на амбулаторную помощь, сроки госпитализации стараются сокращать. Создаются новые лекарства, которые переносятся легче, улучшают качество жизни, дают возможность работать, создавать семьи даже пациентам с тяжелыми диагнозами.
Психиатрическая помощь у нас гораздо более доступна, чем в других странах. Запись к психиатру амбулаторно, например, в Дании, может составлять до полугода, в Израиле — до 8 месяцев. В Америке вообще не существует амбулаторных служб по типу ПНД.
Люди не решаются обратиться за помощью еще и потому, что боятся, что их поставят на учет. Если у человека не выявлено тяжелого психического расстройства, его ставят на консультативный учет, но он не носит какого-то серьезного характера, в отличие от диспансерного учета, на который ставят только пациентов с тяжелыми психическими расстройствами.
Разумеется, у нас в России действует приказ, который регулирует выдачу определенных справок пациентам, которые обращались в ПНД. Если вам нужна справка для водительских прав или на оружие, нужно ознакомиться с этим приказом, чтобы узнать, попадает ли ваш диагноз под эти ограничения. Есть комиссии на базе ПНД, которые по заявления пациента могут пересмотреть его диагноз и снять с учета.
Стоить ли обращаться в платные психиатрические клиники?
Конечно. Особенно это актуально для пациентов, которые не могут или не хотят получить помощь в обычном ПНД по месту пребывания. Частные психиатрические клиники работают только на добровольной основе, а государственные могут госпитализировать пациента против его желания.
Частные психиатрические клиники ориентированы на лечение пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами, психотическими расстройствами, когда человек сам еще в состоянии оценить степень риска и способен подписать договор о лечении. Они также не предполагают автоматической отправки сведений о пациенте в ПНД по месту жительства в отличие от обычных стационаров.
А вот препараты и там, и там одинаково хорошие. Государственная психиатрия финансируется хорошо, современные препараты доступны в стационаре, также на них можно получить льготный рецепт. Однако, существует проблема замены оригинальных препаратов дженериками. И, в отличие от ПНД и государственных стационаров, частные клиники могут позволить себе покупать оригинальные препараты и рекомендовать их.
То есть, эффективность дженериков — более дешевых аналогов этих препаратов с тем же действующим веществом — может быть ниже, чем у оригинала?
Не всегда. Есть препараты с качественными дженериками, которые не уступают оригинальному препарату, а бывает и по-другому. Иногда какой-то из дженериков работает и переносится лучше, чем остальные.
А если я не хочу принимать какой-то из препаратов, назначенных врачом? Ведь у некоторых из них бывают неприятные побочные эффекты вроде набора веса или сонливости. Можно ли в этом случае поменять схему лечения?
Да, это возможно. Врачу нужно выстраивать доверительные отношения с пациентом, объяснять необходимость приема препарата, предупреждать о побочных эффектах. Нужно отслеживать их появление и вовремя корректировать лечение, чтобы пациент сам не отменил препарат и не ушел в рецидив. Сейчас много хороших препаратов, всегда можно найти оптимальный вариант, который не приведет к ухудшению здоровья. Но иногда вред от временных побочных эффектов меньше, чем риск ухудшения состояния без препаратов.
Существует мнение, что препараты, использующиеся в психиатрии вызывают зависимость. Это миф?
Это очень опасный миф. Я много лет работала в наркологии и знаю, какие препараты действительно вызывают зависимость. В первую очередь это транквилизаторы — например, феназепам, который недавно ограничили к выписке. Пациентов с такой зависимостью очень сложно вылечить. Отдельная тема — это корвалол, который содержит фенобарбитал, очень старый транквилизатор, который всегда вызывает зависимость.
А вот антидепрессанты по механизму своего действия вызывать ее не могут. Если мы отменяем такой препарат правильно, но состояние после отмены все равно ухудшилось, это говорит не о зависимости, а о том, что антидепрессант отменили преждевременно. Это как гипс, который накладывается на сломанную ногу — если мы снимем его слишком рано, кости не срастутся правильно.
Раз мы затронули тему зависимости, можно ли совмещать эти препараты с алкоголем? Учитывая, что алкомаркеты в Петербурге на каждом шагу и часто соседствуют с аптеками…
Нейролептики и транквилизаторы не совместимы с алкоголем в любых дозах, это может привести к летальному исходу.
Если говорить о депрессии или тревоге, возможно ли помочь пациенту только с помощью психотерапии, без лекарств?
Да, если расстройство возникло в связи со сложной жизненной ситуацией, не тяжелое и существует непродолжительное время. То есть у человека не просто тревога или плохое настроение, а по какой-то причине. Тогда основной метод лечения— это психотерапия. Препараты могут снять только какой-то острый симптом — например, бессонницу.
Медикаментозная терапия требуется в случае, если переживания существуют сами по себе, или ситуация давно прекратилась, а состояние осталось.
Если человек понимает, что что-то с ним не так, как ему понять, к какому специалисту идти — психиатру, психотерапевту или психологу?
Психолог — это человек с гуманитарным образованием. Он работает с конкретной ситуацией клиента и переживаниями, возникающими как реакция на эту ситуацию.
Психиатр будет обсуждать состояние. Если у вас панические атаки, галлюцинации, беспричинная тревога, подавленное настроение — вот с этим уже к психиатру.
Психотерапевт — это чаще всего психиатр, имеющий специализацию по психотерапии. Но сейчас очень много институтов психотерапии, куда берут не только с медицинским, но и с психологическим образованием. Важно помнить, что психолог-психотерапевт выписывать лекарства не может. Так что при выборе специалиста на это тоже следует обращать внимание.
Что делать близким человека с психическим расстройством?
Ни в коем случае нельзя закрывать на это глаза. В моей практике бывали катастрофические случаи, когда родственники делали вид, что все в порядке, само пройдет. Это может привести к печальным последствиям, самое страшное из которых — суицид.
Не надо прятать пациента от врачей, думать, что они навредят ему больше, чем он сам. Если что-то идет не так, то можно поменять клинику, поменять врача, искать другие варианты. А когда человек погибает — вариантов уже нет.
Если ситуация критическая, но человек отказывается от обращения к врачу — нужно идти в ПНД по месту жительства и настаивать на освидетельствовании. Но проще и быстрее вызвать психиатрическую скорую. Можно вызвать врача на дом — это требует согласия пациента, но актуально в тех случаях, когда он не хочет идти в клинику, а против осмотра в домашних условиях не возражает.
Особое внимание нужно уделять детям: если вы видите тревожные симптомы — гипервозбудимость, нарушения сна, затяжные реакции, когда ребенок плачет и не может успокоиться — не нужно ждать, что он это перерастет, нужно идти к врачу. К детскому психиатру можно обращаться с трех лет, при определенных показаниях — даже с двух.
Как вы спасаетесь от профессионального выгорания?
Психотерапия и супервизия необходима всем специалистам, работающим в области психического здоровья . Даже отпуск у психиатров длиннее, рабочий день короче, чем у других врачей. Еще очень помогают моменты, когда ты видишь положительный результат своей работы — это отличный метод профилактики профессионального выгорания.
Материал на нашем сайте: Как унывающему петербуржцу жить с депрессией и не бояться психиатров
Авторы: Глеб Колондо и Лена Хролова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка
#психолог #психотерапия #психология #петербург #психиатр #депрессия