Найти тему
Ерофей и его заметки

Тепловоз ТГК2. Технопамятник железнодорожному ветерану

Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Технопамятник железнодорожному ветерану.

Среди многочисленных технопамятников города Энгельс Саратовской области (самолёты, танки, артиллерия и прочее), имеются и железнодорожные памятники. Обычно в качестве железнодорожных памятников ставят паровозы, здесь же, кроме паровоза, установлен ещё и редкий для памятников образец – маневровый тепловоз ТГК2.

Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Фото автора
Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Фото автора

Особенности устройства и даже завод-изготовитель этого маленького маневрового тепловозика вынесены прямо в его индекс. «Т» собственно и есть «тепловоз», «Г» «гидропередача», «К» - «Калужский машиностроительный завод». Двойка в названии – вторая модель данного типа. Первая модель, ТГК, изготовлялась в конце пятидесятых - начале шестидесятых, вторая модель – с начала шестидесятых и до девяностых годов. А потом ещё двадцать лет строили модернизированную вторую модель. Изготовили ТГК2 немало, почти десять тысяч штук.

Этот тепловоз установили памятником в 2015 году, в честь 45-летия основания энгельсского отделения «Волгоградпромжелдортранса». Фото автора.
Этот тепловоз установили памятником в 2015 году, в честь 45-летия основания энгельсского отделения «Волгоградпромжелдортранса». Фото автора.

«Гидропередача», вынесенная в название тепловоза, собственно и есть гидравлическая трансмиссия от дизельного двигателя к колёсным парам. Сейчас модна электротрансмиссия, но полвека назад решили, что медь и прочие цветные металлы стоит поэкономить для чего-то более важного, чем маленький заводской маневровый тепловозик.

Накрашенные на корпусе «1970» к этому тепловозу отношения не имеют. Это просто год основания энгельсского отделения «Волгоградпромжелдортранса», которое и установило этот технопамятник. Да и обозначение тепловоза правильнее было бы написать без дефиса. Фото автора.
Накрашенные на корпусе «1970» к этому тепловозу отношения не имеют. Это просто год основания энгельсского отделения «Волгоградпромжелдортранса», которое и установило этот технопамятник. Да и обозначение тепловоза правильнее было бы написать без дефиса. Фото автора.

Тепловоз предназначался, главным образом, для работы на железнодорожных путях различных промышленных предприятий. Для того чтобы на сортировочных станциях таскать товарняки он слишком маленький и маломощный, а вот для крупного завода тасовать не слишком тяжёлые железнодорожные единицы в самый раз.

На заводской табличке этого тепловоза указаны заводской номер 2857 и год изготовления 1971-й. Фото автора.
На заводской табличке этого тепловоза указаны заводской номер 2857 и год изготовления 1971-й. Фото автора.

Шестицилиндровый дизель имеет мощность 250 л.с., сцепной вес тепловоза 28 тонн, запас топлива 600 кг, запас масла для двигателя и гидропередачи 220 кг, песка – 180 кг, воды – 90 кг.

Простенькая схемка тепловоза ТГК2: 1 — дизель; 2 — редуктор; 3 — гидромуфта; 4 — компрессор; 5 — коробка переключения передач; 6 — пульт управления.
Простенькая схемка тепловоза ТГК2: 1 — дизель; 2 — редуктор; 3 — гидромуфта; 4 — компрессор; 5 — коробка переключения передач; 6 — пульт управления.

Гидропередача обеспечивает движение тепловоза в двух режимах - маневровом и магистральном, на двух скоростях и реверсированием движения. Не особенно показательная характеристика, но, тем не менее: максимальная скорость в маневровом режиме 30 км/час, в магистральном 60 км/час. Переключение первой и второй передач производится автоматически, в зависимости от скорости движения тепловоза. Ну и можно остановиться, включить реверс – и поехать в другую сторону, в тех же режимах, условиях и скоростях. На тепловозе должны находится двое, машинист и его помощник. Понятное дело, на предприятиях с их извечным дефицитом кадров, всем может заправлять и один человек.

Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Фото автора.
Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Фото автора.

Тепловоз ТГК2-2857 был приписан к депо Волгоградпромжелдортранс, Приволжской железной дороги. А сейчас списан и установлен как памятник.

#железнодорожный транспорт #памятники #краеведение #локомотивы #транспорт #промышленность #cccp #техника ссср #города россии #железная дорога