Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Технопамятник железнодорожному ветерану.
Среди многочисленных технопамятников города Энгельс Саратовской области (самолёты, танки, артиллерия и прочее), имеются и железнодорожные памятники. Обычно в качестве железнодорожных памятников ставят паровозы, здесь же, кроме паровоза, установлен ещё и редкий для памятников образец – маневровый тепловоз ТГК2.
Особенности устройства и даже завод-изготовитель этого маленького маневрового тепловозика вынесены прямо в его индекс. «Т» собственно и есть «тепловоз», «Г» «гидропередача», «К» - «Калужский машиностроительный завод». Двойка в названии – вторая модель данного типа. Первая модель, ТГК, изготовлялась в конце пятидесятых - начале шестидесятых, вторая модель – с начала шестидесятых и до девяностых годов. А потом ещё двадцать лет строили модернизированную вторую модель. Изготовили ТГК2 немало, почти десять тысяч штук.
«Гидропередача», вынесенная в название тепловоза, собственно и есть гидравлическая трансмиссия от дизельного двигателя к колёсным парам. Сейчас модна электротрансмиссия, но полвека назад решили, что медь и прочие цветные металлы стоит поэкономить для чего-то более важного, чем маленький заводской маневровый тепловозик.
Тепловоз предназначался, главным образом, для работы на железнодорожных путях различных промышленных предприятий. Для того чтобы на сортировочных станциях таскать товарняки он слишком маленький и маломощный, а вот для крупного завода тасовать не слишком тяжёлые железнодорожные единицы в самый раз.
Шестицилиндровый дизель имеет мощность 250 л.с., сцепной вес тепловоза 28 тонн, запас топлива 600 кг, запас масла для двигателя и гидропередачи 220 кг, песка – 180 кг, воды – 90 кг.
Гидропередача обеспечивает движение тепловоза в двух режимах - маневровом и магистральном, на двух скоростях и реверсированием движения. Не особенно показательная характеристика, но, тем не менее: максимальная скорость в маневровом режиме 30 км/час, в магистральном 60 км/час. Переключение первой и второй передач производится автоматически, в зависимости от скорости движения тепловоза. Ну и можно остановиться, включить реверс – и поехать в другую сторону, в тех же режимах, условиях и скоростях. На тепловозе должны находится двое, машинист и его помощник. Понятное дело, на предприятиях с их извечным дефицитом кадров, всем может заправлять и один человек.
Тепловоз ТГК2-2857 был приписан к депо Волгоградпромжелдортранс, Приволжской железной дороги. А сейчас списан и установлен как памятник.
#железнодорожный транспорт #памятники #краеведение #локомотивы #транспорт #промышленность #cccp #техника ссср #города россии #железная дорога