Несколько раз в год появляются новости о случаях увольнения или травли учителей из-за личных фотографий и видео в соцсетях. Иногда даже доходит до абсурда. Например, барнаульскую учительницу русского языка и литературы Татьяну Кувшинову мама ее ученика требовала уволить за фото с соревнований по плаванию, потому что женщина была там в купальнике. Директор попросила написать педагога заявление по собственному желанию, но вмешались родители остальных учеников. В другой школе вызвали «на ковер» еще одну учительницу за фразу в соцсетях о том, что она хочет переехать жить в Америку — какой пример она подает детям? Конечно, такие случаи — прямое нарушение прав учителя на личную жизнь. Но как обезопасить себя в соцсетях и что там можно публиковать, а что нет по закону?
Что ожидают увидеть родители учеников?
Чтобы увидеть спорную ситуацию глазами родителей школьников, мы задали им три вопроса: подписываетесь ли вы на страницы учителей, какую информацию вы хотите там видеть и что на странице учителя вас может возмутить.
Марина Мирошникова, мама двух школьников:
«Мне все равно, будет учитель у меня в друзьях или нет — на моей странице нет ничего такого, за что я буду краснеть в школе. Но если вдруг случайно встречу страницу в соцсетях — подпишусь. При этом буду ожидать там увидеть обычную личную или рабочую информацию, как на любой другой странице. Неприемлемым будет только пропаганда насилия, порно, тупые приколы. А вот если там вдруг выложат фото в купальнике или с бокалом вина на праздник — никак не отнесусь. Учитель тоже человек. Отдыхает, ходит на пляж. Если будет радостный на фото и это фото не из серии "мы бухали всем селом" - порадуюсь и поставлю лайк».
Вероника Эрина, студентка 1 курса:
«Если мне нравится, как учитель или преподаватель ведет занятие, я на него обязательно подпишусь. Буду ожидать увидеть на странице мемы по его профилю, советы, лайфхаки, интересные ссылки на статьи, личные фотографии. Не оценю призывы к каким-то действиям, связанным с религией, политикой, ориентацией. Преподаватели имеют право отдыхать. Даже на пляже или в клубе. Но вот фото с алкоголем или видео в пьяном виде мой лайк не заслужит».
Роман Понукаев, отец старшеклассника:
«Мне важно, чему моего сына учат в школе. Если учитель курит и, тем более, пьет, и не стесняется демонстрировать это на своей странице в интернете, он должен сменить профессию. Учитель — это от слова “учить”, в том числе личным примером. Если ученику покажут, что учитель курит и пьет, то и большинство учеников сочтут это нормой. И если кто-то из преподавателей это не понимает, то, таким особам не нужно занимать чужое место, дети без них научатся негативу».
Анастасия Забегайлова, мама двух дошколят:
«Мои дети сейчас посещают кружки и я подписана на преподавателей, а они на меня. Что может меня шокировать и поставить под вопрос профессионализм или по крайней мере возможность работы с детьми? Откровенное порно, наркотики, сектантство и т.д. А вот что здорово было бы видеть на их странице — это какие-нибудь мысли, советы по психологии школьника, взаимодействии учитель-ученик-родитель, атмосфера в классе, баланс учеба-отдых. Как поддержать интерес ребенка к знаниям. То есть на странице было бы неплохо видеть актуальную информацию относительно обучения детей».
Инструмент позиционирования
Соцсети — это мощный инструмент, через который человек создает себе репутацию: эксперта, бунтаря, добродушной соседки, знатока современных технологий.
Многие эксперты советуют оформлять свои соцсети так, чтобы они помогали карьере и располагали людей доверять вам как специалисту. Например, делиться статьями на профессиональные темы, выкладывать информацию о пройденных курсах повышения квалификации, конференциях и так далее.
Частично мы уже говорили об этом в статье «Учитель имеет право: как педагогу сберечь своё личное пространство».
Но что делать, если в соцсетях вы хотите отдыхать душой, общаться в неформальной обстановке, заниматься хобби, а не продолжать работать над карьерой?
Полезным советом от руководства поделилась Анна Смирнова, преподаватель федерального вуза:
«За тем, какая репутация у нашего вуза в информационном пространстве, у нас следит целый специально созданный для этого отдел. Они проверяют как различные СМИ, так и частные страницы преподавателей. Специалистами из него нам рекомендовано в обязательном порядке создавать их две. Одну — под своим именем, открытую, с указанием места работы и педагогическим статусом. И использовать ее для поддержания имиджа профессионала. Общаться со студентами, принимать участие в профильных онлайн-мероприятиях, конференциях. Информация на ней должна быть исключительно положительная, связанная с работой и карьерой. Если фото, то нейтральное, если комментарии — то такие, чтобы не попали ни под какие Кодексы РФ. Никакой политики, личных взглядов. Желательно — любые грамоты, дипломы, награды и полезный научно-образовательный материал. Вторая страница должна быть максимально закрыта от посторонних, оформлена на другое имя и, желательно, анонимизирована. Туда не рекомендуется добавлять в друзья ни коллег, ни студентов, ни их родителей. В идеале, они вообще не должны знать о ее существовании. Здесь мы можем выкладывать наши неформальные фотографии и общаться о личном. Но — никакого обсуждения вуза. Думаю, эти правила будут полезны и школьным учителям».
Схожее мнение и у репетитора из Хабаровска Эммы Калининой:
«Хоть я и репетитор, не работаю в школе, но репутация мне важна. При этом я не хочу забрасывать свое хобби — я пишу любовный роман и читаю различные фанфики. Поэтому я завела две страницы. На одну активно добавляю учеников и их родителей, потому что так легче поддерживать с ними связь. А на второй делаю репосты того, что мне нравится и общаюсь с читателями. Это две совершенно разных аудитории, которые друг друга, наверное, не поймут. Поэтому стоит их разделять. Что еще изменилось? Я стала тщательнее следить за языком, когда оставляю комментарии под чужими постами. Но это, считаю, только плюс. Во всем остальном я продолжаю оставаться собой и выражать себя в творчестве».
А что с точки зрения закона?
Учитель, несомненно, имеет охраняемое законом право на личную жизнь. По определению Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. №248-О, от 28 июня 2012 №1253-О под ней понимается все то, что человек считает нужным скрыть от других. Тайну этих данных охраняет статья 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни».
Ключевым моментом здесь можно считать то, что личная информация должна быть скрыта. То есть к страницам в соцсетях должен быть ограничен доступ любых посторонних, особенно несовершеннолетних.
Сейчас во многих учебных заведениях пишутся собственные правила, направленные на защиту репутации и формирование имиджа. Где-то этим занимаются целые отделы, где-то — один человек. Стоит поговорить с руководством и узнать, что принято, а что категорически не стоит делать по мнению вашей организации. Каким они видят ваш общественный облик, который вы создаете в соцсетях. Это поможет вам принимать более взвешенные решения при ведении своих страниц в интернете и выборе того, для кого их делать открытыми.
Что делать, если частная информация стала известна?
Бывает, что, несмотря на предосторожности, спорная фотография или комментарий попадают не в те руки. Например, Светлана Щербакова, учитель младших классов одной из частных школ Москвы, поделилась историей, когда ее коллеги отдыхали на Новый год в клубе, где был приглашенный на вечеринку фотограф от организаторов. Через какое-то время клуб выложил фотоотчет, на котором девушек запечатлели с бокалами шампанского в руках. Это вызвало гнев нескольких мам их учеников. Что делать в такой ситуации?
О том, какие должны быть аргументы в разговоре с завучем и какие законы будут на вашей стороне, мы подробно разобрали на бесплатном курсе «Права учителя». Он уже есть в доступе на нашем сайте.
А вы закрываете вашу страницу в соцсетях и добавляете ли в друзья учеников и их родителей?