Судьба технического осмотра предопределена. После всех стараний упростить процедуру оформления диагностических карт и сделать бизнес более прозрачным правительство решило отменить принудительное прохождение ТО для частников. Но с некоторыми оговорками.
Что же будет с техническим осмотром?
Технический осмотр для всех машин, принадлежащих физическим лицам, станет необязательным. Однако существует один нюанс: его необходимо будет проводить при смене автовладельца. И исключительно в случае, если возраст авто или мотоцикла превысит 4 года. Прочие водители будут проходить ТО на добровольной основе. Автотранспорт коммерческого назначения данные изменения не затронут.
Из этого следует, что если водитель в течение жизни ездит на одном автомобиле и не планирует его продавать, то он может не проводить ТО. Если автовладелец продает транспортное средства, возраст которого не превышает трех лет, то и в данном случае технический осмотр не потребуется. И лишь когда возраст машины перешагнет возрастной рубеж в 4-е года при продаже и перерегистрации на нового собственника нужно оформить диагностическую карту.
На данный момент чиновники не пояснили, кто конкретно должен проводить данную процедуру — продавец или покупатель. Однако, вероятнее всего, эта обязанность перейдет к новому автовладельцу: разумно сделать этот документ необходимым при переоформлении в ГИБДД транспорта на нового собственника.
В начале усложнили ТО, а затем вовсе упразднили — в чем смысл?
Еще полгода тому назад водители и собственники СТО ожидали совсем иные изменения — ужесточение ТО. Для подтверждения проведения диагностики машины установили обязательную фотофиксацию до начала процедуры и после нее. Промежуток между фотоснимками определили в полчаса. Для проведения съемки сервисникам достаточно было воспользоваться мобильным спецприложением с привязкой по GPS.
Более затратным пунктом среди обязательных для СТО нововведений стало оформление электронных подписей, которыми заверяют диагностические карты, отдельно для каждого сотрудника. Отметим, что регистрация одной электронной подписи составила 1,5-2 тыс. руб. Полученные в ходе диагностики сведения операторы начали передавать МВД ЕАИС ТО.
Тем не менее в преддверии старта реформы Председатель Правительства Михаил Мишустин отдал распоряжение предоставить отсрочку сроком в полгода на проведение ТО для машин, диагностические карты которых заканчиваются с 01.02.2021 по 30.09.2021.
Затем из Госавтоинспекции МВД поступила информация о том, что рассматривается возможность проведения ТО только на добровольной основе. Однако там же отметили, что, несмотря на послабления, все собственники, как и прежде, должны будут контролировать техническое состояние автотранспорта, осматривать его до выезда и гарантировать бесперебойность работы во время движения. Обязанными проводить ТО будут только владельцы автобусов, грузовых авто весом более 3,5 тонн и прицепов. Для того, чтобы все-таки подтолкнуть частников в сторону проведения ТО, было вынесено предложение страховщикам давать всем добровольно прошедшим техосмотр скидку на ОСАГО и также уменьшить для них транспортный налог.
После этого в Министерстве транспорта разработали законопроект об упрощении проведения диагностики. Предполагалось, что эти меры облегчат работу сотрудникам ПТО. По мнению же специалистов данные нововведения по факту не привели бы к сокращению времени на проверку легковых авто, т. к. из 23 удаленных пунктов 12 касались оценки специального транспорта, еще часть — оценки грузовиков.
Отметим, что на тот момент многие ПТО уже потратились на переустройство — это было нужно, чтобы легально осуществлять деятельность с 01.03.2021.
Как сейчас обстоят дела со штрафами, выписываемыми камерами?
Санкции за неимение технического осмотра до сих пор применяются. С 01.03.2022 штраф будет равен 2 000 руб. Однако платить его станут только нарушители среди собственников коммерческого транспорта, грузовиков и автобусов.
Штрафы будут начислять автоматически посредством видеокамер — но не более, чем одного раза в сутки. Разработчики камер не единожды говорили о том, что создать данную функцию не составит труда. Даже дополнительных денежных средств на покупку нового оборудования не понадобится. Достаточно будет расширить функционал имеющихся камер операцией по сверке с реестром МВД и базой по проведенному ТО. При отказе от технического осмотра эти возможности в равной степени можно применять для наблюдения за коммерческим транспортом.
Что станет с новыми и модернизированными ПТО?
Для ПТО данные известия произвести эффект разорвавшейся бомбы. Получилось так, что предпринимателей вынудили потратиться на модернизацию бизнеса, гарантируя спрос на данную операцию, но в преддверии старта, когда деньги уже были вложены, отказались от ранее принятых решений. Эксперты отмечают, что последствием отмены обязательного техосмотра станет закрытие многих ПТО. И тогда возникнет новая проблема, связанная с тем, что автобусам, грузовикам и такси сложно будет найти пункты, в которых смогут провести технический осмотр.
Кроме того, по сведениям специалистов, до 80–85% обращений в пункты техосмотра приходится на частников. Следовательно, получить хорошую прибыль при работе только с коммерческим транспортом у владельцев ПТО в новых реалиях не выйдет. Результатом этого станет значительное сокращение числа пунктов техосмотра. Оставшиеся же ПТО, вероятнее всего, поднимут цены и будут налаживать коррупционные связи с ГИБДД.
Еще одно негативное последствие, связанное с отменой обязательного технического осмотра, касается выездов на автомобиле за границу, где наличие соответствующего документа является обязательным условием. Эксперты напоминают, что такая история уже имела место быть в 2011 году, когда в России объявили об отсрочке на проведение ТО. После этого на границах Финляндии, Латвии и Литвы образовался длинный «хвост» из российских машин, которым запретили въезд в Европу. Чиновники тогда были вынуждены выписывать водителям, совершающим выезд за рубеж, копию талона ТО, в котором пролонгировался действующий техосмотр.