Найти тему
place of travel

Силикаты

Девятовские каменоломни или как их чаще называют Силикаты. Одна из самых известных подмосковных систем катакомб. Под землёй в известняковом слое вырублены километры тоннелей которые мы сегодня изучем.

Силикаты

Находясь у входа можно заметить сегодня в системе никакие работы уже давно не ведуться. Лишь редкий турист нарушает покой который царит под землёй.

Вход в систему.
Вход в систему.

Пройти мимо не получится, вход хорошо видно с дороги. Такой колодец уходит на глубину порядка 10 метров.

-2

Внизу чувствуется большая влажность и прохлада. В системе круглый год одна температура. Кроме того зимой каменоломня становятся прибежищем для летучих мышей, летом мы ни разу не встречали их а вот зимой крылатые спят сразу на входе.

-3

Снизу встречает довольно узкий лаз. На входе часто случаются обвалы поэтому нужно быть максимально осторожным. Стены и потолок особого доверия не вызывают, не трогая их лезем дальше.

Журнал посещения.
Журнал посещения.

Для чего нужен журнал? Своеобразный дневник посещения. В каменоломнях очень легко потеряться. А по журналу спасатели смогут понять сколько уже человек провёл под землёй, вышел он или всё ещё в системе. Довольно условная вещь но надеемся что нас и кого либо ещё никогда не будут по нему искать.

-5

Одно из главных мест. Небольшой грот прямо у выхода. Здесь же и находиться журнал посещения.

Грот-часть пещеры (в нашем случае каменоломни), просторный зал, значительное расширение которому предшествует узкий проход. Может иметь как искусственное, так и вполне природное происхождение.
-6

Двигаясь вглубь, на каждой развилке начинают встречаться различные знаки, артефакты или просто надписи на стенах. Их назначение весьма нетривиальное. Они служат для ориентирования. Каждый знак или надпись (чаще цифра) на стенах отмечена и на карте которую мы позже посмотрим.

Грот Летучка.
Грот Летучка.

По мимо крестов обратив внимание на потолок. Черный цвет он приобрёл не по естественным причинам. Мы наблюдаем следы подземного хулиганства. Здесь поджигали покрышки. Думаю не стоит объяснять какое бедствие вызывает подожженная резина в закрытом пространстве под землёй без какой либо вентиляции.

-8

Чем дальше от входа тем больше появляется интересных находок. Вот уже под ногами попадаются остатки рельс. Ранее по некоторым штрекам была проложена железная дорога для вагонеток. На них вывозили камень наружу.

Штрек-представляет из себя горную выработку, которая не имеет непосредственного выхода на поверхность. Такие выработки лежат в горизонтальной плоскости и проходят по простиранию рудного тела а в нашем случае по известняковому горизонту.
Штрек "Метрополитен".
Штрек "Метрополитен".

Пожалуй это то самое место ради которого все едут в Силикаты. Изумительная сохранность рельс. На полу сохранились углубления в которых находились шпалы.

-10

Мимо такого места пройти сложно. Достаём камеру, ставим штатив ради пары красивых фотографий.

-11

В тусклом свете свечей можно хотя бы примерно представить как люди работали в те времена когда электричества и ламп накаливания ещё не знали. Как в прочем и не мечтали о переносных, компактных и мощных фонарях. Одним из таких мы подсветили одну из фотографий.

-12

Из за поворота штрека свет фонаря выглядиттак, будто бы вот вот на нас выйдет поезд.

-13

Отдохнув идём дальше. Впереди много интересных мест.

-14

Грот рядом с развилкой с развилкой 62. Перед входом в штрек из рельс и камней сложенны своеобразные габаритные ворота. Они показывают самое низкое место штрека. Служат они для того чтобы ещё пред въездом в штрек можно было проверить пройдёт загруженная вагонетка или нет.

-15

Такие же ворота находятся с противоположной стороны.

Развилка 62.
Развилка 62.

На этом мы покидаем штрек метрополитен и отправляемся дальше.

В системе есть своеобразный музей с находками. Вполне возможно что существует он только потому что мало кто знает его расположение. Мы не будем раскрывать где он находится но покажем что он из себя представляет.

-17

На остатках невывезенных камней которые уложены вдоль штрека разложены различные артефакты. Остатки рельс и различные железяки. Справедливости ради не все предметы с той эпохи. Некоторые пренесены людьми но вполне могли применяться в те времена.

-18

Керосинки, различные тарелки и железяки. Разглядывать можно долго. Несложно представить как в те времена шла добыча. Электричества не было и в помине. Люди работали в свете ламп и факелов.

-19

Представим ситуацию, от увиденного в музее настолько захватило дух что захотелось пить. Что же делать? Идти к водокапу! Силикаты и здесь не оставляют без сюрпризов. Неподалёку находится подземный источник.

Водокап "Душ".
Водокап "Душ".

В этом месте над штреком протекает река Десна. Её воды просачиваются сквозь трещины в породе, попутно фильтруясь. Дело за малым, построить емкость и вот любой путник проходя мимо может утолить жажду.

У воды нет никакого специфического запаха. Лишь на вкус чувствуется что в ней находятся мельчайшие частицы известняка. На просвет их даже не видно однако потом на зубах он в полной мере ощущается.

-21
Водокап-место, в котором грунтовая питьевая вода просачивается сквозь породу. В таких местах диггеры часто оборудуют место для ее сбора. При помощи полиэтиленовой плёнки, вёдер или любой другой посуды вода собирается.
-22

Внимательный читатель наверняка обратил внимание на стены. Они представляют из себя не цельный массив как тот же потолок. В отличии от последнего они сложенны из более мелких камней. Почему же так сделано? Всё очень просто. Сама по себе выработка, штрек, гораздо шире нежили чем мы видим. В процессе добычи больших камней образовывалась ненужная крошка, так называемый бут и более мелкие камни которые не имеют ценности.

Их то как раз таки складывали вдоль стен штрека. Помимо удобного способа хранения, чтобы не тратить силы на вывоз пустой пароды. Это так же несло и функцию поддержки потолков.

-23

Кроме того на некоторых камнях можно заметить странные отметины. Это ни что иное как следы от зубил которыми и раскалывали камни.

-24

На фотографии выше наглядно видно как ненужную породу складывали вдоль штрека.

Тем временем наш маршрут подходит к концу.

-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбираться из системы особенно приятно. После долгих часов в закрытом, тёмном месте. Дневной свет особенно приятен. Чувство тревоги и усталости будто бы исчезает.

-26

-27

Глядя на карту уже на поверхности в свете солнца всё выглядит довольно просто. Однако многочисленные развилки и лабиринты штреков довольно сильно запутывают. От себя категорически не советую посещать подобные места без опытного человека который хорошо ориентируется в подобных местах.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц