Несмотря на пандемию коронавируса и связанные с нею ограничения, казахстанцы продолжают массово покидать страну. По официальным данным, только за первое полугодие 2021-го на ПМЖ из Казахстана выехали 14 200 человек. Это почти на треть больше, чем годом ранее. Основным вектором эмиграции для наших соотечественников по-прежнему остается Россия, которая продолжает активно собирать человеческий капитал, регулярно совершенствуя свою миграционную политику.
О том, не скажутся ли последние изменения в этой сфере на росте миграционных настроений внутри Казахстана, мы решили узнать у председателя общественного объединения «Республиканское славянское движение «Лад» Максима Крамаренко.
Между русской цивилизацией и новыми национальными проектами
– В конце сентября комиссию партии «Единая Россия», занимающуюся международным сотрудничеством и оказанием содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, возглавил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Владимир Путин, комментируя данное назначение, пояснил, что «комиссии предстоит совершенствовать миграционную политику, а также заниматься привлечением в страну тех людей, которые считают родным русский язык и поддерживают близкие жителям нашей страны культурные ценности». Как Вы считаете, насколько важна для российских соотечественников работа данной комиссии и как руководство Лаврова скажется на качестве ее работы? Или произошедшую рокировку все-таки стоит рассматривать как сугубо «технический момент»?
– Партийная комиссия в «Единой России», которую возглавил Сергей Лавров, несомненно, будет оказывать существенное влияние на внешнюю политику РФ, в том числе и в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Являясь партией парламентского большинства, «Единая Россия» имеет возможность эффективно продвигать любые законодательные инициативы. Кроме того, Сергей Лавров уже долгое время занимает должность министра иностранных дел, а также возглавляет правительственную комиссию по делам российских соотечественников – ту самую структуру, которая непосредственно держит руку на пульсе взаимоотношений Российского государства с его зарубежной диаспорой.
В России ежегодно проводятся международные конференции российских соотечественников, раз в три года созывается Всемирный конгресс соотечественников, где всегда принимает участие министр иностранных дел.
Для представления интересов российских соотечественников в государственных органах РФ создан Всемирный координационный совет российских соотечественников, участники которого ежегодно встречаются с министром Лавровым и членами той самой правительственной комиссии.
Поэтому, конечно же, появление в структуре «Единой России» комиссии по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом сыграет важную роль в политике России, которая направлена на поддержку зарубежной диаспоры.
Изменения, внесенные в Конституцию РФ в прошлом году, а именно – включение в нее нормы о поддержке соотечественников, как раз и являются отправной точкой проведения соответствующей политики. Россия тем самым демонстрирует, что наличие за рубежом «островков российской культуры» является для нее ценностью, которую она намерена защищать всеми возможными способами в рамках международного права. Поэтому партийная комиссия по соотечественникам – это не какой-то «технический момент», а инструмент, позволяющий на практике реализовывать вышеуказанную конституционную норму.
– Владимир Путин ясно дал понять, что РФ и дальше продолжит совершенствовать свою миграционную политику. Как Вы считаете, в каком направлении будут происходить эти изменения? Можно ли рассматривать необходимость внедрения новых шагов как пробуксовку мер, заложенных в концепцию миграционной политики, которую РФ планирует реализовывать до 2025 года?
– Необходимость корректировки миграционной политики продиктована целым рядом причин, базовой из которых можно считать усиление русофобии в некоторых государствах как ближнего, так и дальнего зарубежья, что выражается в бытовом национализме, пересмотре исторической политики в отношении России и ее прошлого. Также обращает на себя внимание то, что на постсоветском пространстве сужается сфера употребления русского языка в политико-правовом отношении.
Стимулирующими к миграции в Россию становятся и процессы формирования новых политических идентичностей в бывших союзных республиках, в результате чего перед российскими соотечественниками встает практически гамлетовский вопрос: быть или не быть? А точнее, оставаться ли им частью русской цивилизации или же постепенно растворяться в новых национальных проектах?
Все вышеназванные факторы могут вызвать резкий приток в Россию соотечественников. Именно для их более быстрой и эффективной адаптации необходимо в первую очередь менять нормативную базу, уже сейчас подготавливать соответствующие программы. К примеру, упрощать процедуру приобретения гражданства РФ, возможно, менять (вернее – уточнять) квалифицирующие признаки самих соотечественников, совершенствовать соответствующие программы их приема в российских регионах.
Программа содействия добровольному переселению соотечественников в РФ возникла лишь спустя 15 лет после ликвидации Советского Союза, а востребована она была уже в первые годы возникновения постсоветского пространства. Вот во избежание повторения подобных ошибок Владимир Путин и призывает совершенствовать миграционную политику.
Россия никогда не стимулировала отток соотечественников из Казахстана
– Очевидно, что, несмотря на стабильный прирост новыми гражданами, эффективность миграционной политики РФ неоднозначна. На Ваш взгляд, насколько высока вероятность того, что РФ наряду с официальными путями стимулирования миграционных настроений пустит в ход нетривиальные инструменты воздействия? То, что в последнее время российские СМИ стали остро реагировать на случающиеся в Казахстане конфликты на языковой почве, некоторыми наблюдателями расценивается как хитроумная многоходовка, провоцирующая казахстанцев к переезду в Россию…
– Не буду давать оценку миграционной политике РФ в ключе неоднозначной эффективности, так как это зависит от множества факторов, в том числе и не связанных с демографией. То, что России для ее внутреннего стабильного развития нужно иметь населения в 200 и более миллионов человек, является неоспоримым фактом. Но, как известно, такого количества жителей у нее нет.
Россия могла бы эшелонами вывозить своих соотечественников из бывших союзных республик, чтобы хотя бы частично восполнить свои демографические потребности. А теперь представьте, как восприняли бы подобный миграционный подход, скажем, в Казахстане. Резкое уменьшение населения в республике привело бы к экономическим проблемам: это и вывоз капитала, и сокращение объема внутреннего рынка, и т. п. Да и в целом это могли бы посчитать подготовкой к каким-то враждебным действиям со стороны России. Поэтому РФ, не желая портить существующие союзнические отношения, по своей инициативе никогда не стимулировала отток своих соотечественников из Казахстана. Появление программы содействия переселению – это по сути отклик российских властей на продолжающуюся миграцию из бывших союзных республик.
Что до конфликтов на языковой почве, то, как мне кажется, здесь реакцию российских властей следует рассматривать в другом ключе. Как я уже упоминал, Россия на конституционном уровне обязала себя защищать своих соотечественников, отсюда и предание огласке всех тех «высвеченных» фактов, которые могут негативно сказаться на их положении в Казахстане.
Это делается для того, чтобы подать сигнал властям РК, вызвать с их стороны соответствующую реакцию и пресечь появление в будущем аналогичных случаев.
– Какие меры, на Ваш взгляд, может предпринять Россия, чтобы радикально увеличить приток в страну новых граждан? Какой из имеющихся в ее руках «пряников» станет самым притягательным для граждан постсоветского пространства?
– Вы в принципе сами ответили на свой вопрос. Для стимулирования миграции нужен «пряник» в виде экономического благополучия, которое будет выше, чем в странах, где соотечественники проживают в настоящее время. Сюда входят хорошо оплачиваемая работа, обеспечение на должном уровне социально-бытовых условий, наличие социальных лифтов в обществе, предоставление жилья (хотя бы на первое время), возможность участия в различных жилищных программах с приемлемыми условиями. В общем, все то, что вселяло бы в переселившегося в Россию соотечественника уверенность в будущем. То немалое количество соотечественников, самостоятельно переселившихся в Россию (так сказать, вне различных программ по миграции), как нельзя лучше свидетельствует о наличии у нее такого «пряника».
Сейчас же предполагается усилить работу по совершенствованию условий социально-правовой адаптации тех, кто только намеревается приехать за своими «пряниками».