Найти тему
Remont1969

Серийные автомитральезы. Часть 37. AMD White Allegee. 1929 Мароканские упрощенцы.

В конце 20-х годов 20-го века Франция с учетом требований африканского театра военных действий попробовала провести модернизацию своей самой массовой бронемашины AMD White. Противник, банды африканских головорезов, действовал в основном на путях снабжения французских гарнизонах в Марокко и полноценная бронированная пушечно-пулеметная боевая машина в основном было не нужна.

AMD White Allegee/Бронеавтомобиль на шасси Уайт Облегченный

Страна: Франция

Шасси: Laffly (шасси), бронекорпус: Ségur & Lorfeuvre (carrosserie blindée),

Производитель: White Motor Company (шасси), Ségur & Lorfeuvre (carrosserie blindée)

Год: 1929

Количество: 6 (модернизация)

Шасси: White TBC

Бронирование: 7 мм

Вооружение: mitrailleuse de Chatellerault MAC M1924/29

Экипаж: 4.

Размеры: 5600х2100х2750 мм

Боевая масса: 6,0 тонн

Двигатель: White, карбюраторный, 3672 см3, 35 л.с.

Первый прототип самого массового бронеавтомобиля французской армии AMD White был создан в 1917-м году фирмой Ségur & Lorfeuvre, наследником фирмы Charron-Girardot-Voigt, создавшей одним из первых автомобилей с бронированным кузовом и вращающейся башней в 1905-м году. Пушечно-пулеметная башня была установлена на шасси массового и очень надежного американского трехтонного грузовика White TCD, поставлявшегося во французскую армию. Не представляя из себя ничего необычного или инновационного машины разведчик для кавалерии AMD White, построенная на основе опыта Первой мировой войны получилась очень удачной, неоднократно модернизировалась и провоевала вплоть до конца второй мировой войны.

AMD White обр 1918 года
AMD White обр 1918 года

Еще до начала Первой мировой войны радикально разделившей уже саму Европу, европейские страны дружно делили остальной мир. Испания с Францией взялись за Морокко, одно из старейших государств Северной Африки. В итоге нескольких войн и подавления Рифского восстания. 19 сентября 1921 года берберские племена объединились в Рифскую республику и начали прямые военные действия против Испанской армии. Рифская война стала самой длительной и кровопролитной войной в период между большими мировыми войнами. Франции, которая контролировала Южную часть Марокко, война прилетела по наследству от Испанцев. Ободренные успехами боев с испанцами стали стимулом к восстанию для других марокканских племён, проживавших на территории французской «зоны». На 1924 год под реальным контролем испанцев в Северном Марокко находились только города Сеута, Мелилья, Тетуан, Лараш и Арсила, а рифы стали нападать уже на французские укрепления, заходя на территорию Французского Марокко и убивая французских солдат.

Этапы захвата Морокко Францией
Этапы захвата Морокко Францией

Вот именно это рифы сделали зря, нельзя было сравнивать не воевавшую по серьезному последние сто лет испанскую армию и только вышедшую из закалки в Первой мировой Францию. Став союзником Испании и нанеся удары по Рифской конфедерации с юга, французские войска во главе с Петеном предрешили итог войны, в которой против племен берберов они применяли танки и химическое оружие. Достаточно неплохо себя зарекомендовали в операциях в Марокко и бронеавтомобили AMD White. 27 мая 1926 года глава непризнанной берберской республики Абд аль-Крим сдался французским войскам.

-4

Победив в 1925 в Рифской войне французы решили сделать упор на силу денег, а не на силу оружия, как в Алжире. В 1922 году для снабжения войск была создана специальная коммерческая компания C.A.T. (Compagnie Africaine de Transport — Африканская Транспортная Компания), которая сначала занималась всеми перевозками на французской части северной Африки. Марокко было неспокойным местом и в году последовавшие после подавления восстания, транспортные конвои C.A.T. обеспечивавшие жизнь французской армии, гарнизонов и городов, требовали охраны. Самым простым было бы организовать сопровождение конвоев военными, чем и занимался бронеавтомобильный эскадрон (Cavalry Armored Car Squadron of Mаrocco) и эскадрон Иностранного Легиона. Именно для вооружения этих частей и было принято решение по модернизации бронемашин AMD White, для их более успешного применения в недружелюбных условиях Магриба. Новая машина получила условное название AMD White Allegee - Бронеавтомобиля для кавалерии облегченной.

-5

Эксплуатации боевых машин AMD White на дорогах Марокко показала, что то, что создавалось для большой войны не совсем подходит для колониальной армии. Пушечное вооружение было практически бесполезным простив партизанских налетов берберов. Сама машина была достаточно тяжелой, что делало её проходимость по пескам пустынь оставляла желать лучшего. К концу 20-х годов и шасси и двигатель бронеавтомобиля уже не соответствовали требованиям военных. На основании этого опыта было принято решение модернизировать бронемашины путем снижения их боевой массы. В первую очередь была полностью убрана тяжелая башня. Лишившись основного вооружения бронеавтомобиль получил бронированную надстройку с нижней наклонной частью и куполом для головы стрелков. Точной информации о применяемом вооружении нет, но скорее всего это были стандартные ручные пулеметы Chatellerault MAC M1924/29, установленные в бронированной надстройке.

-6

Бронированная надстройка была достаточно высокой для боевой работы экипажа, особенно для наблюдения командира машины. Пулеметы имели заряжание рожковое сверху, и верхняя бронированная часть позволяла удобно перезаряжать оружие. Бойницы для стрельбы вперед и назад были оборудованы в наклонных нижних частях надстройки, для стрельбы в стороны в верхней части. Всего было перестроено 6 машин. Модернизация машин проводилась в 1929 году. Все броневики были поставлены в части в сентябре 1929 года. Со временем коммерсанты из C.A.T. (Compagnie Africaine de Transport — Африканская Транспортная Компания) начали вести операции и за пределами Французского Марокко. И для обеспечения безопасности колонных путей была создана собственная служба безопасности, в которой непосредственно за оружие отвечали по прежнему военные, а машины были созданы на базе стандартных для C.A.T. грузовиков Saurer.

-7

Другие материалы о развитии французских броневиков на шасси White TBC и других вариантах бронемашин на шасси White можно почитать в канале в статьях:

Серийные автомитральезы. Часть 36. AMD Laffly 50 AM TSF. 1932. КШМ на шасси бронеавтомобиля.

Серийные автомитральезы. Часть 29. Automitrailleuse White. 1917. Прототип от Шарон.

Серийные автомитральезы. Часть 30. Automitrailleuse White. Mle 1917. Лучшая из возможного.

Серийные автомитральезы. Часть 31. Auto-mitrailleuse de decouverte Laffly 50 AM. Первая косметическая операция над разведчиком.

Серийные автомитральезы. Часть 32. Laffly 80 AM (White-Laffly AMD 80). 1934. Франкенштейн из Винценнеса.

Франчузские броневики. Часть 33. White-Saurer-CAT. Под горячим мароканским солнцем на службе торговой компании.

Броневик на популярном шасси. White AEF Armored Car. 1918. Прототип из дерева в Париже.

Staff Observation Car Model 1918 White Truck Model TEB-O 1918 CN.

Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.

Броневик №2 Армии США. White Armored motor car №2. 1916. В погоне за Панчо Вилья.

2.17. Броневики русского типа. Часть 5. White-Austin. Уайт-Остин. Фронтовая переделка.

Источники:

Francois Vauvillier - Tous les Blindes de L`Armee Francaise des origines a 1940, Histoire & Collections, issued in 2020, ISBN: 978-2-35250-528-0.

WWI The First Mechanized War Book, AK273 Publisher: AK-Interactive
2014

G.B.M. №131/№132 Automitraileuse de Decouvetre Laffly 50 AM. Francois Vauvilier.