Гран-при США по-настоящему удался со спортивной точки зрения: Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен рубились и за поул, и за победу буквально до последнего поворота, Серхио Перес героически дотерпел до подиума без воды через судороги и болезнь, «Феррари» эффектно сражалась с «Маклареном» за третье место в Кубке конструкторов, а Фернандо Алонсо устроил очередной раунд крестового похода за справедливые правила. Вышла жара.
Но не менее важными оказались декорации гонки: «Трассу Америк» за уик-энд посетили рекордные для Нового Света 400 тысяч человек, 140 тысяч из которых пришли именно на гонку. Атмосфера на трибунах невероятная – раньше такой могла похвастаться только Монца, традиционно самый посещаемый Сильверстоун и добавившийся совсем недавно нидерландский Зандворт.
По словам босса трассы Бобби Эпштейна, для удовлетворения спроса на билеты даже пришлось смонтировать несколько дополнительных трибун вокруг финального сектора трассы – а ведь речь идет о стационарном автодроме, где обычно мест и так с запасом!
«Не знаю, был ли это величайший Гран-при «Ф-1» в истории, но уверен – один из них, – поделился Эпштейн впечатлениями после завершения этапа. – Мы фокусировались на приготовлениях так, словно он будет даже круче обычного, но случившееся феноменально. Реально превзошло все наши ожидания».
Главное спортивное издание страны, ESPN, вышло с заголовком «Это официально, «Ф-1» раскусила Америку – и это только начало».
Неплохо, да? «Ф-1» пошла в атаку на американский рынок в 2017-м – после покупки серии корпорацией «Либерти Медиа». В фанатах из США виделся неисчерпаемый поток доходов и внимания платежеспособной публики – в Новом Свете обожают автоспорт как таковой: примеры сверхуспешных (некогда) NASCAR и «Индикара» обнадеживали. Однако год за годом прорыва не происходило: дошло даже до отказа NBC от покупки прав на трансляции гонок – компания предложила всего $40 млн за семь лет. «Ф-1» психанула и отдала права бесплатно (!!!) как раз ESPN – и в 2019-м продлила контракт еще на три сезона.
После публикации статистики телеаудитории прояснилась причина столь низкой оценки: в среднем в США Гран-при смотрели 538 тысяч человек в 2017-м, 554 тысячи в 2018-м и 671 тысяча в 2019-м. При населении страны в 330 миллионов и статистике NASCAR в 8 млн (в пике) на гонку в 2005-м это просто ничто.
И теперь этап в Техасе переживает полный триумф и колоссальный взлет интереса. Почему?
Прежде всего – вездесущий эффект пандемии: в 2020-м «Ф-1» так и не добралась до Нового Света, потому американские и мексиканские фанаты вынуждены были смотреть за гонками исключительно по телевизору (в не самые удобные ночные временные слоты – из-за разницы в часовых поясах). Также сказались запреты на посещаемость: последний год практически все спортивные события (включая NASCAR и «Индикар») проводили в США без зрителей, и только с конца лета трибуны снова постепенно разрешили заполнять. Гран-при в Техасе оказался одним из первых крупных событий и попал в самый конец теплого сезона – а потому абсорбировал большую часть отложенного спроса на шикарную атмосферу и крутые гонки.
Естественно, сыграл роль и крутой напряженный сезон: этап в Америке обычно приходится на последнюю треть чемпионата, и с 2016-го «Ф-1» обычно приезжала практически без чемпионской интриги – весь вопрос заключался в моменте оформления титула Льюиса Хэмилтона. В 2019-м британец стал шестикратным именно в Техасе, а в 2017-м и 2018-м коронация отложилась на один этап (до Мексики) – то есть переживать на треке было уже особенно нечего.
Сейчас же все изменилось: до старта гонки Ферстаппен выигрывал всего 6 очков, а по расчетам «Формулы-1» перед последним этапом отрыв прогнозировался вообще в 1 балл – то есть напряжение максимальное и принципиально несравнимое с предыдущими годами.
А еще в США стремительно деградируют конкуренты! С 8 млн зрителей в 2005-м публика NASCAR обвалилась до средних 3 млн в прошлом сезоне. 2021-й начался с 2,8 млн, но просел до 2 млн в сентябре и 670 тысяч за гонку к концу регулярки. Традиционно выделяются лишь заезды по легендарной «Дайтоне» – они до сих пор собирают публику в 4 млн, и плэй-офф отмотал цифры до 2,5 млн – но все равно регресс интереса слишком сильный.
«Индикар» тоже не показывает мощных цифр: средний показатель за сезон – 510 тысяч зрителей за гонку, лучшие этапы – два первых (1,2 млн и 807 тысяч), а потом произошел обвал до 336 и 411 тысяч. То есть «Формула-1» обогнала локальную серию с открытыми колесами уже в 2019-м – и это еще без учета заявления ESPN о росте средней аудитории Гран-при на 51 процент по сравнению с 2020-м – до 916 тысяч в среднем за этап (расчет проводили за 15 первых заездов). А этап в США собрал 1,225 млн телезрителей – NASCAR пока еще впереди, но динамика говорит сама за себя.
«В «Ф-1» сейчас много чего можно любить: в этом году Ферстаппен и Хэмилтон ведут битву поколений, а «Мерседес» и «Ред Булл» обмениваются победами каждую неделю, – пишет второе главное спортивное издание США The Atletic. – Машины умопомрачительно быстры и круты, технологии – высшие, личности вдохновляющие и интересные. Пилоты вознаграждаются за мастерство и смелость. Гонки на ESPN идут без рекламы, они довольно коротки, а трансялции берут у Sky Sports, который относится к зрителям как ко взрослым.
Теперь «Ф-1» наслаждается волной популярности по всей стране, у нее инициатива. Любой, кто смотрел воскресные гонки на двух экранах, имел возможность впечатлиться контрастом: с одной стороны – 140-тысячная толпа на «Трассе Америк», заглушавшая криками рев моторов, а с другой – незаполненный «Спидвэй Канзаса» [где проходила одна из гонок плэй-офф NASCAR], что можно было прочитать название трека на сиденьях».
Эффект Drive To Survive на Netflix важен, но не стоит его переоценивать
Ладно, теперь пора вспомнить и о слоне в комнате – феноменальном успехе документального сериала Drive To Survive на Netflix. Он дебютировал в 2019-м (с рассказом о сезоне 2018-го) и фактически открыл прежде всего американскому зрителю «Формулу-1», команды и гонщиков – например, после каждой волны новых серий соответствующая ветка на реддите тонет в сообщениях вроде «я посмотрел сериал, заразился и хочу постигать Гран-при дальше». В итоге отснято уже три сезона, четвертый – в производстве, сабреддит «Ф-1» вырос с 600 тысяч пользователей до 1,7 млн за три года, а по данным Business Insider, только в 2021-м Drive To Survive аудитория шоу составила 50 млн человек со всего мира.
Более того, он меняет даже карьеры гонщиков. Недавний победитель Гран-при Венгрии Эстебан Окон признался, что вынесение на публику его личной истории потери места в «Рейсинг Пойнт» и попыток вернуться любой ценой помогли ему заполучить новый контракт в «Альпин» рядом с Фернандо Алонсо – настолько велик эффект Drive To Survive.
Правда, похоже, сериал уже достиг пика влияния и выжать из него больше в будущем будет трудновато – и тоже из-за гонщиков. Ведь признанный недавним маркетинговым исследованием «Формулы-1» самым популярным пилотом мира Макс Ферстаппен отказался от участия в съемках – а без второй стороны ключевого титульного противостояния мощный сюжет не соберешь.
«Они просто придумывают некоторые соперничества, которых на самом деле не существует, – объяснил решение Ферстаппен. – Поэтому я больше не даю им интервью – ты не можешь ничего продемонстрировать. Я не большой любитель драмы – меня интересуют факты и реальные вещи, которые происходят на самом деле.
Проблема в том, что они всегда будут выставлять тебя в таком свете, в каком выгодно только им. И что бы ты ни сказал, они все равно сделают так, что ты будешь выглядеть безрассудным, постараются изобразить тебя…ну, так, чтобы это подходило сценарию серии. Мне это никогда не нравилось. Я предпочитаю интервью один на один с человеком, который хочет со мной поговорить, хочет меня узнать».
Проблема излишней драмы в Drive To Survive и правда существует – и мы обращали на нее внимание в рецензии на каждый сезон. Но, похоже, именно это и нужно американской аудитории – так что вход на рынок США через Netflix оказался чертовски верным выбором. А ведь американская стриминговая компания еще и заплатила за него ($5 млн за первый сезон) – просто браво, «Ф-1»!
Однако не стоит приписывать американский успех одному только сериалу – даже промоутер Гран-при в Техасе не согласен.
«У успеха есть истоки, – объяснил босс «Трассы Америк» Эпштейн. – Netflix просто долил ракетного топлива в огонь, который и так горел. Дело в схватках на трассе».
«Мы можем поблагодарить Netflix, но без отличного контента не вышло бы хорошего шоу, – согласился и босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Думаю, именно гонки предоставили нужные эмоции, вовлеки фанатов и показали, что «Ф-1» может предложить».
Следующий шаг – еще две гонки в США и большие деньги за новый телеконтракт
Общий интерес Гран-при добрался даже до НБА – главная баскетбольная лига планеты запустила коллаборацию с серией в честь 75-летия, хотя раньше между американскими чемпионами «Ф-1» вообще не было особых связей. И это тоже выглядит как признание: да, гонки из-за океана пришли на крупнейший рынок планеты всерьез и надолго.Как же чемпионат собирается капитализировать успех в США? Первые шаги уже сделаны: в 2022-м календарь пополнит Гран-при Майами, но планы простираются гораздо шире – вплоть до трех гонок за сезон. Начать планируют уже в 2023-м – «Ф-1» запустила переговоры об этапе в Вегасе, губернатор Невады подтвердил диалог с боссами чемпионата, и (по инсайду KLAS-TV) этап в Техасе посетила рабочая группа локального руководства для изучения опыта запуска элитной гонки.
Следующий ход – монетизация и на телевидении: бесплатная сделка с ESPN истекает в конце 2022-го – и теперь «Ф-1» неминуемо потребует деньги за новый контракт. Или перейдет на Netflix – американская стриминговая компания подтвердила интерес к трансляциям еще за месяц до триумфа в Остине. Правда, тогда чемпионату придется возвращаться к экспериментам с форматом и работой с партнерами – потому что Nerflix сходу обозначил особые требования для новой коллаборации.
«Несколько лет назад мы не претендовали на «Ф-1», но теперь мы бы определенно это рассмотрели, – признал босс компании Рид Хастингс в интервью для немецкого Spiegel. –Однако Netflix – развлекательный сервис, у нас свои стандарты и этические принципы. Вот почему до сих пор мы не транслировали спорт в прямом эфире. Проблема в том, что мы не контролируем источник трансляции – если речь дойдет до переговоров с «Ф-1», мы определенно потребуем какого-то контроля».
С кем бы в итоге «Ф-1» ни заключила контракт – с новой очень платежеспособной аудиторией доходы серии точно взлетят. Да и в целом она все больше превращается в по-настоящему мировой спорт, избавляясь от традиционного чрезмерного европейского доминирования. Оле!