Найти в Дзене
Елена Шаврак

ЕГЭ по химии-2022: Алгоритм выполнения 23 задачи.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодняшняя статья посвящена одному из новшеств ЕГЭ-2022: 23 задаче. Информация об этом задании из демоверсии, спецификации и кодификатора КИМ ЕГЭ-2022 приведена ниже.

-2

-3

-4
-5

Задача относится к заданиям II (повышенного)уровня сложности,

т.е (из спецификации КИМ ЕГЭ-2022):

-6

Т.о., правильное решение задачи оценивается в 2 балла , на это отведено 5-7 минут. Существует множество методических вариаций выполнения подобных заданий. В данной статье я хочу показать свой подход. Он состоит из трех этапов.

Этап 1: подготовка.

Она заключается в :

а) В установлении исходных концентраций на основании анализа текста ( и необходимых расчетов). Данное действие осуществляется по мере необходимости.

б)В нахождении "известного" вещества - по которому будут производиться стехиометрические расчеты.

Этап 2: Стехиометрические расчеты по уравнению реакции: На основании изменения концентрации известного вещества определяют изменение концентраций неизвестных веществ

Этап 3.Нахождение неизвестных концентраций. Ориентиром здесь является то, что у исходных реагентов в ходе реакции происходит уменьшение концентрации, а у продуктов - увеличение.

Ниже рассмотрено несколько примеров 23 задачи разного уровня сложности, в конце статьи приведена ссылка на видеоразбор этих примеров. Рекомендую познакомиться с видеоразбором. Несмотря на ряд его недочетов (начиная с 17 минуты), в целом он позволяет лучше понять ход решения 23 задачи.

Пример 1 (https://scienceforyou.ru/trenirovochnye-varianty-dlja-podgotovki-k-egje/trenirovochnij-kim-n32)

-7

Этап 1.

а)Из анализа текста следует, что изначально в реакторе не было NO2, т.е исх. концентрация NO2=0:

б)известное вещество (у которого известны исходная и равновесная концентрации)- NO2. Его образовалось 0,2 моль

Этап 2. Стехиометрические расчеты:

-8

Из уравнения реакции следует, что прореагировало 0,2 моль NO и 0,1 моль О2.

Этап 3.

-9

ответы - 2,4.

Разбор всех последующих примеров будет происходить непосредственно на тексте задания:

Пример 2. (Статград-2021, тренировочная работа № 1, 21.09.2021, вариант ХИ2110102)

-10

Решение:

-11

Пример 3 (Ю.М.Медведев, Химия - ЕГЭ-2022, 3 вариант)

-12

Решение:

-13

Пример 4(Ю.М.Медведев, Химия - ЕГЭ-2022, 2 вариант).

-14

Особенность этой задачи в том, что по факту протекает обратная реакция (разложение диоксида азота). Т.е., NO2 - является исходным веществом, а NO - продуктом).

Решение:

-15

Пример 5.https://vk.com/doc6194398_614172016?hash=023ff5ab06e53c7a98&dl=337d0609ec0fc3313d

-16

Решение.

Особенность этой задачи в том, что в начале решения необходимо найти молярную концентрацию водорода: См(Н2)=n(H2)/V=8/(2*10)=0,4 моль/л

Далее - решение аналогично описанным выше:

-17

Пример 6. https://vk.com/doc6194398_619005915?hash=8c317a0352a715e67a&dl=8bd17bb23200836e28

-18

Особенности этой задачи:

а)Необходимо перевести числовую информацию в молярные концентрации: Сравновесн(NH3)=5/5=1 моль/л. Т.е. NH3 расходуется, т.е. является исходным веществом.

б) напишем уравнение реакции:

2NH3=N2+3H2 и далее - решение по алгоритму с учетом мольного соотношения исходных концентраций продуктов (водорода и азота).

-19

Ниже приведена ссылка на видеоразборы всех примеров. Начиная с 17 минуты есть погрешности, к которым я отнеслась "философически" и исправила в ходе дальнейшего разбора: https://youtu.be/Q-34Eypgw6Y

Всего доброго!