Первым Героем Советского Союза среди советских пограничников в Афганистане стал вертолётчик Фарит Шагалеев. Он же совершил наибольшее число боевых полётов - 3 500.
В среднеазиатский регион Шагалеев прибыл в начале 1979 года и был назначен заместителем командира по лётной подготовке отдельной вертолётной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Небит-Даг Туркменской ССР, потом в городе Мары.
Поэтому, Шагалеев участвовал в деятельности Ограниченного контингента советских войск в Афганистане с самого начала его деятельности.
Шагалеев хорошо изучил рельеф местности и это стало основой его успешной деятельности по высадке пограничных дозоров в "буферной зоне" (150 км от советско-афганской границы).
В апреле 1981 года для выполнения масштабных оперативных задач была создана 23-я отдельная вертолётная эскадрилья Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Шагалеева Ф. С., с дислокацией в Душанбе.
Шагалеев одним из первых освоил новый вертолет Ми-26. Это была новая машина, освоить которую мало кто решался - тем более в боевых условиях. Но Шагалееву это удалось.
На Ми-26 он мог оказывать более весомую помощь - транспортировать габаритные грузы и большее количество людей за один полёт. Иногда за один полёт получалось привезти смену и припасы для целой заставы.
В Афганистане Шагалеев ни разу не был подбит!
За мужество и героизм, проявленные при оказании интернационального помощи Афганистану 8 апреля 1982 года Фариту Шагалееву было присвоено звание Героя Советского Союза.
При выполнении боевых вылетов отважный комэск-пограничник проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время. За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1200 боевых вылетов, имел 1600 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».
— Из наградного листа о присвоении звания Герой Советского Союза
После Афганистана Шагалеев в 1994-1997 годах возглавлял авиацию Пограничных войск РФ в Республике Таджикистан во время гражданской войны в республике.
С 1997 года Фарит Шагалеев ушел в запас. Но продолжил работать летчиком-испытателем в конструкторском бюро "Камов".
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-ноябрь 2021 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2021 годы