Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Густав Климт

Модерн, он же - ар-нуво, он же - югендштиль... Стиль, захвативший Европу на стыке XIX и XX веков, имел в разных странах разные названия. В Австрии его порой называли "сецессион" - по названию Венского Сецессиона, художественного объединения, основоположником которого и был мой сегодняшний герой.

Густав Климт (1862 - 1918)

"Поцелуй" (1908, Галерея Бельведер, Вена)
"Поцелуй" (1908, Галерея Бельведер, Вена)

Для меня Климт (на пару с чехом Альфонсом Мухой) является олицетворением модерна в живописи. Взгляните на "Поцелуй" - одну из самых известных работ Климта. Тут все основные составляющие модерна, как по учебнику: декоративность, плавные изогнутые линии, растительные орнаменты. Стиль зрелого Климта безошибочно узнаваем - тем интереснее проследить, как он к нему пришёл.

Отец Климта - гравёр и ювелир. Видимо, первые уроки рисования Климт брал у отца. Да и братья Климта тоже стали художниками. Может быть, здесь же надо искать и корни декоративности картин Климта - будто бы инкрустированных драгоценными камнями. Климт получил академическое художественное образование и был очень неплохим портретистом.

"Портрет Мари Бройниг" (1894, частная коллекция)
"Портрет Мари Бройниг" (1894, частная коллекция)
 "Сидящая девочка" (1894, Музей Леопольда, Вена)
"Сидящая девочка" (1894, Музей Леопольда, Вена)
"Портрет Хелен Климт" (1898, Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф)
"Портрет Хелен Климт" (1898, Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф)

Женщины - любимый сюжет Климта. И вне искусства он был большой любитель женщин - злые языки приписывают ему до 40 внебрачных детей. В искусстве же Климта женская тема достигла своего апогея к концу 1890-х. Наверное тогда оформился и фирменный климтовский стиль: женщины, окруженные декоративными орнаментами-мозаиками, словно лики в окладах. Взгляните на главные "блокбастеры" Климта:

"Юдифь и Олофрен" (1901, Галерея Бельведер, Вена)
"Юдифь и Олофрен" (1901, Галерея Бельведер, Вена)

(Если вы разглядели только Юдифь, то Олофрен - в правом нижнем углу, в виде отрубленной головы)

"Портрет Эмилии Флёге" (1902, Музей истории искусств, Вена)
"Портрет Эмилии Флёге" (1902, Музей истории искусств, Вена)
"Портрет Адели Блох-Бауэр" (1907, Новая галерея, Нью-Йорк)
"Портрет Адели Блох-Бауэр" (1907, Новая галерея, Нью-Йорк)

Адель и Эмилия - пожалуй, главные женщины в творчестве любвеобильного Климта. А может не только в товрчестве, но и в жизни. "Золотая Адель" долгое время находилась в Вене, но в конце XX века, на полотно предъявили права наследники Блох-Бауэров (всплыло завещание заказчика картины), и после долгих судебных тяжб картина отправилась в США. Говорят, многие австрийцы плакали, провожая её. (Тут не могу не вспомнить девочку-гида из Эрмитажа, которая рассказывала, как голландские туристы плачут перед Рембрандтом, итальянцы рыдают перед "Мадонной Литта" Леонардо, а корейцы льют слёзы под яшмовой вазой)

Но такое признание модернистские эксперименты Климта получили не сразу. Будучи известным академическим художником, Климт получил заказ на роспись потолка Венского университета. Художнику были заказаны 3 полотна: "Медицина", "Философия" и "Юриспруденция". Но Климт уже стал Климтом, в 1901 году он представил результаты своих трудов. И выглядело это примерно вот так:

"Медицина" (это фото - сами картины были уничтожены отступающими немцами в 1945 году)
"Медицина" (это фото - сами картины были уничтожены отступающими немцами в 1945 году)

Результат поверг заказчика в шок. На Климта посыпались жалобы и критика, дело даже рассматривал австрийский парламент. В итоге Климт вернул аванс, а университет отказался от полотен.
Сама же критика, видимо, оставила Климта равнодушным, и он ответил критикам, показав голый зад:

"Золотые рыбки (моим критикам)" (1901,Золотурнский художественный музей, Золотурн)
"Золотые рыбки (моим критикам)" (1901,Золотурнский художественный музей, Золотурн)

Возможно, не такая известная грань Климта - пейзажи. Мне они нравятся, и они нисколько не выбиваются из стилистики Климта - такие же декоративные и мозаичные.

"Берёзовый лес" (1903, частная коллекция)
"Берёзовый лес" (1903, частная коллекция)
"Сосновый лес" (1901, Художественный музей, Цуг)
"Сосновый лес" (1901, Художественный музей, Цуг)
"Церковь в Кассоне" (1913, частная коллекция)
"Церковь в Кассоне" (1913, частная коллекция)
"Цветущие маки" (1907, Верхний Бельведер, Вена)
"Цветущие маки" (1907, Верхний Бельведер, Вена)

Ну, давайте всё-таки ещё климтовских женщин.

"Портрет Фритцы Ридлер" (1906, Галерея Бельведер, Вена)
"Портрет Фритцы Ридлер" (1906, Галерея Бельведер, Вена)
"Портрет Мады Примавеси" (1912, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
"Портрет Мады Примавеси" (1912, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
"Надежда II" (1908, МОМА, Нью-Йорк)
"Надежда II" (1908, МОМА, Нью-Йорк)

И вот такое:

"Три возраста женщины" (1905, Национальная галерея современного искусства, Рим)
"Три возраста женщины" (1905, Национальная галерея современного искусства, Рим)

Климт умер в возрасте 55 лет. В общем-то, несмотря на критику в момент его перехода от академизма к модерну, всю его творческую жизнь ему сопутствовал успех. Ну а закончим сюжетом, который я уже рассматривал у Тициана и Рембрандта:

"Даная" (1907, Музей современного искусства, Вена)
"Даная" (1907, Музей современного искусства, Вена)

Давно у меня что-то не было про импрессионистов. В следующий раз исправлю ситуацию - будет про одного из ключевых французских импрессионистов, На мой взгляд, главного портретиста среди всей этой импрессионистской компании.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #климт #модерн #сецессион