Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) По кодификатору нам нужно знать: + Следовательно, разбираем тему, исходя из её названия. Обозначим главные пункты: 1. Типы обществ Спешу заметить, что изучение разных классификаций в данной теме сводиться к единственной классификации общества (хотя бы потому что про другое просто нет вопросов) по "характеру технико-технологических отношений", о чем пишут нам Котова и Лискова в своём учебнике 11 класса, или по "средствам, с помощью которых люди необходимые им материальные блага, а также опыту, накопленному в таком производстве", что пишет Боголюбов в своём учебнике 8 класса (заметьте, в учебнике 10 и 11 класса тема 1.17. не разбирается). Традиционное (аграрное, доиндустриальное); Индустриальное (промышленное); Информационное (постиндустриальное) 2. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество Ст

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. Васнецов.
Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. Васнецов.

По кодификатору нам нужно знать:

+

Следовательно, разбираем тему, исходя из её названия.

Обозначим главные пункты:

1. Типы обществ

Спешу заметить, что изучение разных классификаций в данной теме сводиться к единственной классификации общества (хотя бы потому что про другое просто нет вопросов) по "характеру технико-технологических отношений", о чем пишут нам Котова и Лискова в своём учебнике 11 класса, или по "средствам, с помощью которых люди необходимые им материальные блага, а также опыту, накопленному в таком производстве", что пишет Боголюбов в своём учебнике 8 класса (заметьте, в учебнике 10 и 11 класса тема 1.17. не разбирается).

Традиционное (аграрное, доиндустриальное); Индустриальное (промышленное); Информационное (постиндустриальное)

2. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество

Стоит отметить, что в учебнике Котовой и Лисковой есть прекрасная схема сравнения традиционного, индустриального и информационного обществ, которую я прикреплю в конце первой части статьи, сразу перед разбором некоторых заданий из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска.

У Боголюбова, как я уже сказал, данная тема рассматривается только в учебнике 8 класса, так что информации там очень мало. Также мы можем заметить грубую ошибку в характеристике индустриального общества: "Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного: ... для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства" (Боголюбов 8 класс параграф 3). Не до конца понятно, что именно Боголюбов имел в виду, но явно не капитал, являющийся главным фактором производства в индустриальном обществе. Потому характеристику из учебника Боголюбова я приводить в статье не буду.

Из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска выписал типичные признаки каждого из обществ:

  • господство натурального хозяйства
  • общинный уклад, коллективизм
  • низкий уровень социальной мобильности
  • активное участие церкви в жизни общества
  • сословная стратификация общества
  • доминирование религиозных ценностей
  • деспотическое правление
  • традиционная легитимность власти
  • преобладание экстенсивной технологии, основанной на ручном труде
  • преобладание устной информации над письменной

3. Индустриальное (промышленное) общество

Относительно традиционного и постиндустриального общества, про индустриальное общество спрашивают значительно реже.

  • возникновение массовой культуры
  • массовое промышленное производство
  • серийное производство товаров массового потребления
  • рост численности промышленного пролетариата

3. Информационное (постиндустриальное) общество

  • широкое распространение наукоёмких технологий
  • развитие глобальной инновационной экономики
  • доминирование сферы услуг над сферой производства
  • компьютеризация производственных процессов
  • внедрение высоких технологий во все сферы общественной жизни
  • главным фактором производства становятся знания и информация
Котова, Лискова учебник по обществознанию 11 класс
Котова, Лискова учебник по обществознанию 11 класс
Котова, Лискова учебник по обществознанию 11 класс
Котова, Лискова учебник по обществознанию 11 класс

В ДЕМО-2022 есть задание на тему 1.17.

Задание 22
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг...
К какому типу относится общество страны Z? ...
Ответ: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа;

Здесь мы видим следующие характерные черт информационного общества: компьютеризация производственных процессов, широкое распространение наукоёмких технологий, доминирование сферы услуг над сферой производства.

В сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть 9 заданий на данную тему. 5 из них на сопоставление типов общества с их признаками. Разберу одно из них:

Вариант 20 Задание 5 (нынешнее 3)
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
1) традиционное (аграрное) общества
2) постиндустриальное (информационное) обещство
3) индустриальное общество
ОТЛИЧИИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФАКТЫ
А) появление массовой культуры
Б) господство натурального хозяйства
В) преобладание сферы услуг в структуре экономики
Г) рост численности промышленного пролетариата
Д) преобладание наукоёмких, высокотехнологичных производств
Ответ: 31232

Это задание, во-первых, примечательно таким признаком как рост численность промышленного пролетариата (социальный класс, для которого работа по найму является по существу единственным источником средств к существованию - Википедия), которого нет в учебнике Боголюбова и Котовой и Лисковой.

Во-вторых, обращайте внимание на порядок типов обществ. Составители экзамена ими любят жонглировать.

Насчёт план. Конкретно по этой теме его навряд ли попросят составить. С определением типов обществ, думаю, тоже. Почему? Потому что тема весьма скудная и нацелена, как вы можете видеть во сборнику Котовой и Лисковой, а также по открытому банку заданий ФИПИ на запоминание нами признаков типов обществ и только.

Ещё в обоснование своей точки зрения отмечу, что задание 25, по словам Т.Е. Лисковой, будет связано с 24-ым заданием:

"...двадцать пятое задание, оно будет все-таки в определенной мере привязано к той теме плана, которая будет в предыдущем..."

То есть для того, чтобы по теме можно было составить план и составить некоторого вида дополнительные вопросы, тема должна быть достаточно для этого исчерпывающей, какой не является данная тема 1.17.

Если же и потребуют от нас определение одного из типов обществ, то мы легко сможем составить определение по схеме: "N-ое общество - тип общества, характеризующееся признак + признак".

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

.

.

.

Используемые источники:

  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 8 класс
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
  • Видео на ютуб:

#егэ #егэ 2022 #обществознание #егэ обществознание #егэ по обществознанию #типы обществ #традиционное общество #индустриальное общество #информационное общество