Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Рене Магритт

Рене Магритт (1898 - 1967)

"Вероломство образов" (1929, Музей искусств округа Лос-Анджелес)
"Вероломство образов" (1929, Музей искусств округа Лос-Анджелес)

"Это не трубка" - написано на картине. И это действительно не трубка - это только её изображение.

Иногда художникам удаётся создать образ настолько простой и запоминающийся, что он начинает жить своей жизнью. Отрывается от картины, входит в массовую культуру, расхватывается ей на цитаты. Получается своеобразный визуальный аналог литературных "крылатых фраз".  Таковы, например, "Джоконда" Леонардо и "Венера" Ботичелли, "Крик" Мунка и "Звёздная ночь" Ван Гога, геометрические построения Малевича и Мондриана и т.д. и т.п. Люди могут и не знать первоисточников, но знают сами эти образы. Бельгийский художник Рене Магритт был одним из мастеров создания таких иконических образов. Можно запросто не знать его имени, но его картины наверняка будут вам знакомы - хотя бы в виде визуальных цитат.

"Терапевт" (1937, частная коллекция)
"Терапевт" (1937, частная коллекция)

Когда Магритт был ещё подростком, его мать утопилась в реке. Биографы любят утверждать, что это событие сильно повлияло на творчество Магритта - хотя сам он, вроде бы, этого не подтверждал. Магритт учится в академии изящных искусств в Брюсселе, работает художником плаката и рекламы (вполне типичное явление для contemprorary художников), знакомится с будущей женой Жоржеттой. Ранние его работы - кубистические.

"Жоржетта за пианино" (1923, Галерея Брашо, Брюссель)
"Жоржетта за пианино" (1923, Галерея Брашо, Брюссель)

А в середине 1920-х. в Париже, Магритт знакомится с основоположником сюрреализма - писателем Андре Бретоном. И становится сюрреалистом.

"Размышления одинокого ходока" (1926, частная коллекция)
"Размышления одинокого ходока" (1926, частная коллекция)

Впрочем, работы Магритта отличаются от работ других сюрреалистов. Сравните с тем же Дали - у Магритта ничего не течёт, не отращивает длинные ноги, да и вообще тут не только разгул фантазии, но и некоторая логика. Что-то эшеровское даже - визуальные и логические парадоксы, аллегории, своеобразный юмор.

"Влюблённые" (1928, МОМА, Нью-Йорк)
"Влюблённые" (1928, МОМА, Нью-Йорк)

Трактовка, лежащая на поверхности: любовь слепа. Впрочем, биографы умудряются каким-то образом связать эти покровы со смертью матери Магритта.

"Попытка невозможного" (1928, частная коллекция)
"Попытка невозможного" (1928, частная коллекция)
"Условия человеческого существования" (1935, частная коллекция)
"Условия человеческого существования" (1935, частная коллекция)

Сумерки под солнечным небом:

"Империя света" (1954, коллекция Пегги Гуггенхайм, Вененция)
"Империя света" (1954, коллекция Пегги Гуггенхайм, Вененция)

Немного черного юмора:

"Перспектива" (1950, Музей изящных искусств, Гент)
"Перспектива" (1950, Музей изящных искусств, Гент)

А вот первоисточник - "Балкон" Эдуара Мане.

Мане. "Балкон"
Мане. "Балкон"

Забавный факт из биографии: Магритт трижды вступал в коммунистическую партию Бельгии и трижды выходил из неё.
Во время войны и оккупации Бельгии Магритт сменил цветовую гамму на более яркую - считал, что нужно как-то приободрять людей в сложной ситуации. Для сравнения:

"Пламя" (1943, Музей Магритта, Брюссель)
"Пламя" (1943, Музей Магритта, Брюссель)

И послевоенное:

"Искусство беседы" (1950, Музей изящных искусств, Гент)
"Искусство беседы" (1950, Музей изящных искусств, Гент)

Впрочем, послевоенный Магритт мне нравится больше. Несколько лет назад самарский Музей модерна привозил большую выставку авторских литографий Магритта. Собственно, тогда я для себя и открыл этого художника.

Пожалуй, самый известный образ Магритта - человек в котелке:

"Сын человеческий" (1964, частная коллекция)
"Сын человеческий" (1964, частная коллекция)

Говорят, что это автопортрет - вот как выглядел Магритт.

Рене Магритт
Рене Магритт

А снят он на фоне другой своей известной работы - написанной десятилетием ранее, но тоже с человеками в котелках:

"Голконда" (1953, частная коллекция)
"Голконда" (1953, частная коллекция)

Вообще для Магритта характерно повторение найденных образов и ходов. Часто он писал множество версий одного сюжета. Интересно рассматривать его работы в хронологическом порядке - как он разрабатывает тему.

"Человек в котелке" (1964, частная коллекция)
"Человек в котелке" (1964, частная коллекция)
"Великая война" (1964, частная коллекция)
"Великая война" (1964, частная коллекция)
"Хор сфинксов" (1964, частная коллекция)
"Хор сфинксов" (1964, частная коллекция)
"Весна" (1965, частная коллекция)
"Весна" (1965, частная коллекция)

Магритт чуть-чуть не дожил до 70 лет - умер от рака поджелудочной. Закончим вот этой яркой женщиной:

"Черная магия" (1945, частная коллекция)
"Черная магия" (1945, частная коллекция)

А в следующий раз будет художник, который для меня является олицетворением модерна в живописи. Очень декоративный и романтический - каким и полагается быть венскому художнику.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #магритт #сюрреализм