Рене Магритт (1898 - 1967)
"Это не трубка" - написано на картине. И это действительно не трубка - это только её изображение.
Иногда художникам удаётся создать образ настолько простой и запоминающийся, что он начинает жить своей жизнью. Отрывается от картины, входит в массовую культуру, расхватывается ей на цитаты. Получается своеобразный визуальный аналог литературных "крылатых фраз". Таковы, например, "Джоконда" Леонардо и "Венера" Ботичелли, "Крик" Мунка и "Звёздная ночь" Ван Гога, геометрические построения Малевича и Мондриана и т.д. и т.п. Люди могут и не знать первоисточников, но знают сами эти образы. Бельгийский художник Рене Магритт был одним из мастеров создания таких иконических образов. Можно запросто не знать его имени, но его картины наверняка будут вам знакомы - хотя бы в виде визуальных цитат.
Когда Магритт был ещё подростком, его мать утопилась в реке. Биографы любят утверждать, что это событие сильно повлияло на творчество Магритта - хотя сам он, вроде бы, этого не подтверждал. Магритт учится в академии изящных искусств в Брюсселе, работает художником плаката и рекламы (вполне типичное явление для contemprorary художников), знакомится с будущей женой Жоржеттой. Ранние его работы - кубистические.
А в середине 1920-х. в Париже, Магритт знакомится с основоположником сюрреализма - писателем Андре Бретоном. И становится сюрреалистом.
Впрочем, работы Магритта отличаются от работ других сюрреалистов. Сравните с тем же Дали - у Магритта ничего не течёт, не отращивает длинные ноги, да и вообще тут не только разгул фантазии, но и некоторая логика. Что-то эшеровское даже - визуальные и логические парадоксы, аллегории, своеобразный юмор.
Трактовка, лежащая на поверхности: любовь слепа. Впрочем, биографы умудряются каким-то образом связать эти покровы со смертью матери Магритта.
Сумерки под солнечным небом:
Немного черного юмора:
А вот первоисточник - "Балкон" Эдуара Мане.
Забавный факт из биографии: Магритт трижды вступал в коммунистическую партию Бельгии и трижды выходил из неё.
Во время войны и оккупации Бельгии Магритт сменил цветовую гамму на более яркую - считал, что нужно как-то приободрять людей в сложной ситуации. Для сравнения:
И послевоенное:
Впрочем, послевоенный Магритт мне нравится больше. Несколько лет назад самарский Музей модерна привозил большую выставку авторских литографий Магритта. Собственно, тогда я для себя и открыл этого художника.
Пожалуй, самый известный образ Магритта - человек в котелке:
Говорят, что это автопортрет - вот как выглядел Магритт.
А снят он на фоне другой своей известной работы - написанной десятилетием ранее, но тоже с человеками в котелках:
Вообще для Магритта характерно повторение найденных образов и ходов. Часто он писал множество версий одного сюжета. Интересно рассматривать его работы в хронологическом порядке - как он разрабатывает тему.
Магритт чуть-чуть не дожил до 70 лет - умер от рака поджелудочной. Закончим вот этой яркой женщиной:
А в следующий раз будет художник, который для меня является олицетворением модерна в живописи. Очень декоративный и романтический - каким и полагается быть венскому художнику.
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #магритт #сюрреализм