Летний сезон для бокситогорских мальчишек связывался, прежде всего, с купанием. Конечно, играли в футбол, катались на велосипедах, ходили удить рыбу и ловить раков, но... Купались с упоением: до синевы на губах и барабанной дроби в зубах, до мурашек на коже и белой пелены в глазах.
Искупаться как можно раньше - знак особой доблести: возможность с придыханием рассказывать о том, как уже тепла вода. Впрочем, особого желания лезть в реально холодную воду, никто, в основном, не испытывал. От того, с приходом весны начинали считали грозы: каждый знал, что купаться можно после второй.
Впрочем, варианты были. Не дожидаясь гроз, а зачастую, и окончательного схода снега, мальчишки гурьбой шли на территорию Бокситогорского (ещё раньше, Тихвинского) глинозёмного завода и принимали водные процедуры в "ДАМБЕ" - техническом сооружении, в котором остужалась вода, использовавшаяся в технологических процессах: дико грязная, с примесями, говорили, не полезной для человеческого организма химии, но ярко тёплая. Не блистал чистотой и бетонный водонакопитель. Впрочем, его площади и заполненности для купания, вполне себе, хватало. Хлипкие же, но всё-таки, стены "ДАМБЫ" прикрывали купальщиков от прохладной весенней погоды.
Тепло постепенно наступающей весны смещало центр купаний в в глубь территории завода, в "ФОНТАНЫ": не менее техническое, но открытое сооружение, в котором также остужалась вода: значительно прохладней, чем в "ДАМБЕ", но внешне более чистая. От того, наверное, не брезговали там купаться и люди взрослые. Умелые руки изготовили и установили в водонакопитель металлический мосток, позволяющий погружаться в воду и вылезать на берег, комфортно преодолевая скользкий бетон крутых "берегов".
Продолжающее наступление тепло, делало вполне приемлемыми для водных процедур пруды садоводства "Металлург". Тогда они не были похожи на грязные лужи. Купались в "ПЕРВОМ" (холодней, но глубже), "гнездясь" на берегу юго-восточной его части. При чём, сей факт не вызывал никаких возмущений со стороны владельца прилегающего участка. Вода во "ВТОРОМ" - заметно теплее. Детвора обычно блюзгалась в западной его части: пологий вход и не очень глубоко. Люд постарше предпочитал более глубокий северо-восток.
С приближением летнего тепла, перебирались в "ЗАБОЙ". Совершенно не пригодный для купания, он пользовался в молодёжной среде неизменной популярностью. Купались "У БАШНИ", "НА МОСТКАХ", "НА КАМНЕ", "НА НЫРЯЛКЕ", "НА ЮЖНОЙ", "НА ОСТРОВЕ", да много ещё где. Каждая компания имела свои "охожи", неизменно усыпанные мелким камнем, останками костров и битым стеклом. Внимание на эти мелочи не обращали, ибо вода "ЗАБОЯ" даже весной значительно теплей, чем "ПАВЛОВСКОГО ОЗЕРА" в разгар лета. Да и купались в последнем интеллигенты, старики да дети. Так, по крайней мере, было принято считать в "пацанской" среде.
"ПАВЛОВСКОЕ ОЗЕРО" - единственный, пожалуй, в наших местах водоём, обустроенный для летнего купания. Популярностью пользовался "СТАРЫЙ ПЛЯЖ", тот, что ближайший к "ВОДОПАДУ": небольшой, песчаный, вполне себе уютный и ухоженный, хотя и самый удалённый от города. Знатоки утверждали, что вода, прикрытая от речного течения Пярдомли правым крылом запруды, сохранялась самой в водоёме тёплой.
Совершенно бесполезным летней порой оставалась обрывистая береговая полоса "ПЕСЧАНКИ". Здесь купались и загорали любители тишины и спокойствия. В незапамятные времена (в годах, этак 60-70-х), совсем рядом обустраивали два пирсовых сооружения со стартовыми тумбами, образовавшими акваторию для спортивного плавания. Говорят, здесь сдавали нормы ГТО.
Ещё один пирс - специально для любителей ныряния, обустраивали чуть дальше, на самом острие мыса. Вытянутая же косой береговая полоса получила топоним "НЫРЯЛКА". Песка здесь было не очень много, оттого, вволю унырявшиеся, бежали греться к "ПЕЧАНКЕ". Позже пирсы исчезли вовсе. "НЫРЯЛКУ" заменил пришпиленный к берегу плот, аккуратно уплывавший с весенним половодьем, но к лету, не менее аккуратно возвращавшийся на законное место. Уже мало кто помнит год, когда он уплыл, чтобы не возвращаться совсем... разве что в канун очередных выборов...
"НОВЫЙ ПЛЯЖ" ("ГОРОДСКОЙ ПЛЯЖ") - гигантское (тогда всё казалось большим) песчаное пространство, не оставляющее траве и глине ни малейшего шанса, между северной береговой линией "ПАВЛОВСКОГО ОЗЕРА", улицами Заводской и Спортивной. Скамеечки, грибки, навесы от солнца, пляжные кабинки - всё как положено... Непонятного назначения "прозрачный" домик с ничего не скрывающими стенами из штакетника. Считалось, что в нём надлежит прятаться от солнца (дождя), ставить велосипеды или сушить намокший купальный костю-у-ум... Со стороны Спортивной - торговый павильон с лимонадом в вечно протекающих бумажных стаканчиках, котлеты и беляши из ближайшей кулинарии или столовой. Ближе к мосту монтировался (увы, за тавтологию) мосток, с которого было принято "РАЗЖИГАТЬ", то есть первым из компании, пришедшей купаться, бухнуться в воду.
За "НОВЫМ ПЛЯЖЕМ" ("ГОРОДСКИМ ПЛЯЖЕМ") аккуратно ухаживали: прибирали, ремонтировали, красили, завозили песок. Это в 90-х он, как и многое из советского наследия, осиротел, превратившись в место для неумеренного бУхания и бесстыдного оправления естественных надобностей. А самые старожилы вспомнят у акватории пляжа лодку со спасателями, буйки (те, за за которые заплывать нельзя) и людей.., много-много людей: купающихся, играющих (места для футбола маловато) в волейбол и "КАПУСТУ", загорающих, просто отдыхающих. Давно это было. Ой, как давно...
ЗЫ Автор ни коим образом не претендует на истину в последней инстанции.