Для многих вероятно будет открытием, что до революции в царской России одним из центров по изготовлению валенок был Кинешемский уезд Костромской губернии (сейчас это Ивановская область). Только в двух волостях уезда валяльным промыслом занималось 5,5 тысяч человек при населении в этом районе около 20 тысяч, т.е. каждый четвертый житель включая стариков и детей занимались производством валенок. О масштабах производства свидетельствует тот факт, что на достаточно ограниченной территории существовало до 100 валяльных заводов. В 1910 году на 24-х наиболее крупных сапоговаляльных заводах Кинешемского уезда было произведено около 400 тыс. пар валенок на 640 тыс. рублей. В пересчете на современный рубль эта сумма равняется приблизительно 320 млн. руб. Примечательно, что каждый четвертый валенок в России был произведен на Кинешемской земле.
Один из крупнейших центров по производству валенок на этой территории был в деревне Кислячиха. Здесь находился самый крупный валяльный завод в Костромской губернии.
Для справки, в 1910 на фабрике работало 108 рабочих, и было произведено 64600 пар валенок на сумму 70500 руб. Фабрика в Кислячихе была третья по величине в царской России после Казани (Кукмор) и Ярославля. Она принадлежала Ивану Яковлевичу Носкову. Фамилия династии Носковых говорящая, - видимо, Носковы начинали своё дело с изготовления шерстяных варежек и носков, которыми также славился местный край.
Со слов старожилов свое дело Носковы начали не в Кислячихе, а в близлежащей деревне Лагуниха. Первое свое производство Носков разместил в обычном деревенском доме. Затем по мере развития производства постепенно строились кирпичные здания, где размещались отдельные стадии изготовления валенок. Так, в приготовленном цехе разбирали тюки шерсти, в чесальном делали тонкое полотно, в закладочном — изготавливали формы, в стиральном — замачивали в кислоте, потом сушили на колодках, в брильном — на станках сбривали все неровности, в последнем — сапоги спаривали и ставили размер.
В Лагунихе сохранилось одно интересное старинное здание усадебного типа предположительно середины - конца 19 века.
Но наступил момент, когда дальнейшее развитие производства стало невозможным без оптимизации логистики. Для этого необходимо было строительство механизированной фабрики, где все стадии технологического процесса были бы объединены под одной крышей. Для строительства новой фабрики Носков выбрал деревню Кислячиха, что в 10 км от Лагунихи. И такой выбор был сделан, скорее всего, не случайно. Название деревни Кислячиха говорящее и связано с технологией шерстяного производства. По всей вероятности, в ней издревле жители занимались изготовление изделий из шерсти.
Будучи по образованию химиком-текстильщиком, выскажу свою версию происхождения названия деревни Кислячиха. Прежде чем изготовить из овечьей шерсти любое изделие, будь то валенки, или варежки с носками шерсть необходимо очистить от естественных жировых примесей (животного жира). Для этого шерсть стирали в горячей воде с добавлением кислоты для растворения жировых примесей. После стирки шерсть сушили довольно продолжительное время. Все это сопровождалось обильными испарениями с неприятным "кислым" запахом. Замечу, что для этой операции очень хорошо подходила деревенская баня, к которой делали специальную пристройку. А, учитывая, что в старину до заводского производства изготовлением шерстяных изделий занималась кустарным надомным способом практически вся деревня, из каждой бани несло «кислятиной». Можно себе представить какой запах стоял в такой деревне.
Строительством фабрики дело не ограничилось. Рядом с фабрикой выросло кирпичное здание заводоуправления.
Там же в Кислячихе Носков для себя построил крупный деревянный усадебный дом, украшенный резными наличниками.
А для сыновей, которых у него было трое, позже была выстроена большая кирпичная усадьба.
В 1-ю мировую войну предприятие И.Я. Носкова получило государственный подряд на поставку валенок для царской армии, что сделало предпринимателя крупным миллионером. После революции судьба династии Носковых сложилась трагически. Сыновья и сам глава семейства были репрессированы.
Немного отвлекусь от темы. Мне удалось познакомиться с одним жителем Лагунихи Анатолием Семеновичем. На тот момент ему было 75 лет. Все свою жизнь он проработал на фабриках в Кислячихе и Закусихине, начинал рабочим и дослужился до главного механика объединения, в которое входило три фабрики.
Он рассказал мне очень любопытную историю. Его дед служил кучером у фабриканта Носкова. С его слов, Иван Яковлевич Носков не был деспотом и был вполне лоялен к своим рабочим. А еще он любил погулять, заправлял тройку лошадей и отправлялся в соседнее село Батманы, где был трактир, и там он гуливанил. Но самый интересный факт из рассказа было то, что Анатолий Семенович со своим дедом, вероятно, были последними из земляков, кто видели И.Я. Носкова живым. Это произошло в начале пятидесятых, когда дед с внуком (Анатолию Семеновичу было тогда лет 9-10) ездили в Кинешму. Дедушка Анатолия Семеновича остановился и стал разговаривать со стариком в очень преклонных годах, сидящем на земле у Никольского моста и собиравшим подаяние. На вопрос внука с кем он разговаривал, дед ответил, что это был фабрикант Носков. Видимо, отсидевший свой срок, Иван Яковлевич вернулся в родные края и был вынужден нищенствовать. Вот такая грустная история.
Да, деревня Кислячиха поражает обилием кирпичных строений. Отмечу, что в бывшем двухэтажном особняке Носкова во время Великой Отечественной войны размещался детский дом №5, куда эвакуировали детей, оставшихся без родителей из блокадного Ленинграда в августе 1942 г.
К сожалению, большая часть зданий в настоящее время находится в запустении. Сапоговаляльная фабрика работала по профилю до начала двухтысячных, пока на ней не случился пожар.
Следует отметить, что до революции в Кинешемском районе было три механизированных сапоговаляльных фабрики. О самой крупной в Кислячихе я рассказал. Вторая по величине была в деревне Журихино, хозяином которой был фабрикант Комаров. В советское время она работала, но до наших дней фабрика не дожила, после закрытия была разобрана на кирпичи. В деревне осталось несколько зданий, относящихся к сапоговаляльному производству и пара усадеб.
Третья фабрика, наименее крупная, находилась в деревне со смешным названием Закусихино.
Но именно ей повезло остаться действующей до настоящего времени. Сейчас фабрика входит в объединение «Ивановопромшерсть».
В заключение отмечу, что на фабрику организуются экскурсии, так что можно своими глазами увидеть весь технологический процесс изготовления валенок.
А в местном магазине можно приобрести как обычные валенки, так и оригинальные сувенирные, украшенные меховыми вставками, всевозможными узорами из бисера, вышивкой гладью и пр.
Буду рад, если напишите в комментариях, интересен ли материал. Ну и лайк поприветствую.
Все фотографии автора можно увидеть на персональном фото сайте www.photo-ivanovo.com