67 подписчиков

Какой мир на самом деле?

Во взаимодействии всегда есть, как минимум, двое.

В наблюдении всегда есть двое: наблюдатель и предмет наблюдения.

В описании всегда есть двое: рассказчик и предмет рассказа.

Описание всегда касается двоих: рассказчика и слушателя.

Все в этом мире двойственно.

Двойственность следует из природы человека, как совокупности тела и сознания, или материального и идеального.

Впервые на роль двойственности в восприятии мира человеком обратил внимание Платон.

В седьмой книге "Государство" в форме диалога между Сократом и своим братом Главконом Платон пишет:

—…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.— Это я себе представляю, — сказал Главкон.— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.— Странный ты рисуешь образ и странных узников!— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?— То есть?— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?— Непременно так.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да ещё если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?— Конечно, он так подумает.— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не отвернётся он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?— Да, это так.
Человек и его тень
Человек и его тень

По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто познают истинную реальность благодаря своим органам чувств. Однако это - полная иллюзия. Об истинном мире люди могут судить только по теням на стене пещеры.

Кант развил идею Платона и описал два мира: обычный мир, который при помощи органов чувств познает человек, и невидимый для человека мир - мир "вещей в себе", или мир вещей таких, какие они есть на самом деле.

Вслед за Кантом, в 1967 году К.Поппер на Международном конгрессе по логике науки ввел уже три мира.

"Главной темой настоящего доклада будет то, что я называю - за неимением лучшего термина - «третьим миром». Попытаюсь объяснить это выражение. Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то мы можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства. То, что я называю «третьим миром», по-видимому, имеет много общего с платоновской теорией форм или идей и, следовательно, также с объективным духом Гегеля, хотя моя теория в некоторых решающих аспектах радикальным образом отличается от теорий Платона и Гегеля. Она имеет много общего и с теорией Больцано об универсуме суждений самих по себе и истин самих по себе, но отличается также и от этой теории. Мой третий мир по своему смыслу ближе всего находится к универсуму объективного содержания мышления Фреге... третий мир в значительной степени автономен, хотя мы постоянно воздействуем на него и подвергаемся воздействию с его стороны. Он является автономным, несмотря на то, что он есть продукт нашей деятельности и обладает сильным обратным воздействием на нас, то есть воздействием на нас как жителей второго и даже первого миров. я полагаю, что, хотя этот третий мир есть человеческий продукт, существует много теорий самих по себе, рассуждений самих по себе и проблемных ситуаций самих по себе, которые никогда не были созданы или поняты и, возможно, никогда не будут созданы или поняты людьми. Идея автономии является центральной в моей теории третьего мира: хотя третий мир есть человеческий продукт, человеческое творение, он в свою очередь создает свою собственную область автономии..." (Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., "Прогресс", 1983, с. 439-440, 446, 452, 454).


Три мира К.Поппера
Три мира К.Поппера

В публикации "Материя - это иллюзия, порожденная сознанием", было обосновано и введено три мира (три миропонимания) плюс солипсизм (формула "3+1").

Три мира плюс солипсизм
Три мира плюс солипсизм

Обоснование трех миров плюс солипсизм чрезвычайно просто. Поскольку всегда есть субъект-объектная двойственность, то пару "исследователь мира и сам мир" можно рассмотреть в субъект-объектных вариациях. Поскольку исследователь мира может быть и субъектом, и объектом, а также исследуемый мир может быть и субъектом, и объектом, то из перебора вариаций получается три мира:

1) объект-объектный мир, в котором и исследователь, и мир являются объектами;
2) субъект-объектный мир, в котором мир, как объект, исследуется субъектом, или наш привычный мир;
3) субъект-субъектный мир, в котором и мир, и исследователь являются субъектами и взаимодействуют друг с другом напрямую сознаниями (телепатия, божественные откровения, нирвана и пр.).

Помимо этих миров, еще есть состояние солипсизма, когда субъект погружен в собственные мысли и окружающего мира для него вовсе нет .

Сразу необходимо отметить, что субъект-субъектный мир отличается от межсубъектного взаимодействия отсутствием посредника. Например, Коля и Вася, как два субъекта, общаясь при помощи речи, письменного сообщения, световых сигналов и пр., находятся в межсубъектном взаимодействии, поскольку речь, письменное сообщение, световые сигналы и пр. являются посредниками, которые возводятся в ранг объектов в обычном субъект-объектном мире. Формула межсубъектных отношений субъект1-объект-субъект2 в субъект-объектном мире распадается на составные части субъект1-объект и субъект2-объект.

1, Объект-объектный мир.

Мир, в котором нет субъекта. Есть только нейтральный обезличенный наблюдатель. Мир "глазами" камня у дороги.
Мир без запахов, цветов и звуков.
Пещера теней Платона.
Поле в пространстве - это акаша восточных философий. "Свет" и "звук" движения идей в пространстве. Тенеобразующая субстанция пещеры Платона. Первичная материя, или по-гречески - ὕλη,  "гиле" или "юли", созвучная и русскому "поле", и английскому "фильд" (field).
Мир, в котором работают науки.
Бога в этом мире нет. В этом мире есть только Принцип бытия мира теней, что следует из древне-восточной философии.

2. Субъект-объектный мир.
Наш привычный мир. Мир, который мы видим за счет рецепторной данности, сформированной в сознании в результате
индукции.
Мир, как иллюзия (майя) цветов и звуков, сотканный сознанием из рецепторной данности.

3. Субъект-субъектный мир.
Это мир телепатии,
мир прямого общения ("чистое мышление") с Богом (божественные откровения, субъект-субъектные контакты с другими людьми и т.д.). В момент эрайгниза "я" происходит соприкосновение сознание субъекта и Субъекта. Нирвана восточных философий.

И теперь самый главный вопрос: на основании чего весь мир можно назвать субъектом? Ответ очень прост: хотя бы по той причине, что в мире есть человечество, как единое целое. Человечество, как единое целое, обладает и телом, и сознанием. И это не говоря о том, что на бескрайних просторах Вселенной возможна жизнь не только в наших привычных масштабах, но и в микро- и макромасштабах ("Сказка для взрослых про Алису из Страны Чудес" https://zen.yandex.ru/video/watch/602cdd62aca27a71a655bcb2). Поскольку весь мир можно представить в образе Субъекта, то это объясняет, что такое Бог: Бог - это Сознание всего мира, как Субъекта. Но больше мира ничего больше нет. Следовательно, Сознание Субъекта не выходит за пределы самого себя, оно не трансцендентальное, а имманентное, или направленное внутрь самого себя, что есть абсолютный солипсизм. Получается, что Субъект пребывает в состоянии солипсизма, что меняет формулу "3+1" до вида "3+2":

1) объект-объектный мир
2) субъект-объектный мир
3) субъект-субъектный мир
4) солипсизм субъекта
5) солипсизм Субъекта.

Так в каком мире мы живем при наличии всех возможных вариантов?

Живем мы в привычном субъект-объектном мире. Мире красок, звуков, запахов. Когда погружаемся в собственные мысли - окружающий мир исчезает. Мы переходим в состояние солипсизма. В момент эрайгниза мы из состояния солипсизма на краткий миг переходим в субъект-субъектный мир, своим сознанием успев ощутить соприкосновение с Субъектом (Эрайгниз Хайдеггера - ворота в субъект-субъектный мир). Более глубокое погружение в субъект-субъектный мир происходит в минуты религиозного умиления или вещих снов, божественного откровения или погружения в нирвану. Более "легкое" проявление нахождения в субъект-субъектном мире - это фрагментарное или полное чтение мыслей другого субъекта (телепатия). В любом случае, пребывание в субъект-субъектном мире - недолговременное. В объект-объектном мире существует наше тело, как и весь мир вещей, куда "вход" сознанию "запрещен". Это мир полевых сгустков, в субъект-объектном мире создающих иллюзию материи.