Агнессу Борисовну мы любили. Она была совсем молоденькая, тоненькая, стриженая «под мальчика» и очень похожа на актрису Одри Хепберн в якутском варианте. Она преподавала русский язык и литературу, говорила негромко, легко краснела. И при этом умела так преподать материал, что её слушали даже те, кто кроме учебников никаких книг никогда не открывал.
Ни один урок не проходил банально, и для этого Агнесса давала нам по очереди задания, подготовить тот или иной материал к новому изучаемому произведению. Вот и в этот раз она оглядела класс:
- На следующей неделе мы будем изучать стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». Нужно будет подготовить рассказ о том, как создавалось это стихотворение. Так, чья у нас очередь? Ага, Наташа!
Все четыре Наташи посмотрели на учительницу, и она улыбнулась:
- Ты, Наташа, - она подошла к моей лучшей подруге, - Подойдешь ко мне после урока, я подскажу тебе, где искать.
Первым делом мы с Наташкой прочитали стихотворение, и оно нас захватило:
- «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может вышибить из седла, такая уж поговорка у майора была», - декламировала подруга, - Какая хорошая поговорка, правда?
От восторга она пихнула меня в бок своим острым кулачком:
- А Лёнька какой молодец! Герой!
Мы ещё долго в тот день восхищались и героями стихотворения, и его автором Константином Симоновым. Творчество поэта было нам знакомо, не так давно на конкурсе чтецов Наташка читала его знаменитое «Жди меня». Договорились пойти на следующий день в библиотеку, и Наташка ушла домой. Я уже готовилась ко сну, когда папа позвал меня к телефону:
- Таля, иди, Наташка говорит, что-то срочное.
Я удивилась, что могло произойти за два с небольшим часа?
- Слушай! – в голосе подруги слышалось удивление, - Я тут подумала, а зачем сыну артиллериста, самому будущему артиллеристу, конь?
Мне показалось, я ослышалась:
- Чего?
- Я спрашиваю, зачем сыну артиллериста конь? – повторила подруга, - Помнишь, там было «А ну, поедем гулять. Сыну артиллериста пора к коню привыкать». Зачем?!
- Не знаю, - вопрос застал меня врасплох, - Завтра в библиотеке спросим.
У нас в городе были две детские библиотеки, одна имени Гайдара, вторая – имени Белинского. Вот туда мы с Наташкой и отправились, сначала в одну, потом в другую. Нам выдали какие-то журналы, мы выписали оттуда историю прототипов майора Деева и сына его друга, Лёньки Петрова. На вопрос про коня, в обеих библиотеках пожали плечами:
- Скорее для рифмы, чтобы можно было связать со словами "ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла".
Любой другой удовлетворился бы таким ответом, только не моя подруга.
Первым, к кому она пристала, стал её собственный дедушка, генерал милиции.
- Дедушка, кто такой артиллерист? – начала она издалека, и выслушав подробный ответ, кивнула, - Я так и думала. А теперь скажи, зачем артиллеристу конь?
Дедушка только крякнул и развел руками:
- Ума не приложу, если честно.
Тогда Наташка явилась к нам и стала допытываться у моего папы:
- Дядя Игнат, объясните, зачем Лёньке нужно было привыкать к коню? Артиллеристам вообще лошади не нужны!
Папа почесал голову:
- Никогда не задумывался. Может, они на тачанке ездили, вроде как конница, а вроде и артиллерия.
- Нет, там написано «вместе рубали белых шашками на скаку»! Разве на тачанке – это «на скаку»?
- Задала ты мне задачку, - папа задумался, - Даже не представляю.
Через два дня на уроке литературы Наташка сделала доклад, рассказала всё то, что нашли в библиотеке и закончила своё выступление фразой:
- Агнесса Борисовна, хоть Вы мне объясните, зачем артиллеристу конь?!
Учительница растерялась, покраснела и пообещала:
- Я обязательно узнаю, Наташа.
Литература у нас была четыре раза в неделю, сдвоенные уроки во вторник и пятницу. Разговор состоялся во вторник, а в пятницу, мило краснея, Агнесса представила нам солдатика, худого, ушастого и тоже отчаянно краснеющего:
- Вот, это Вадим Николаевич, он вам, ребята, сейчас всё расскажет.
Красный как помидор Вадим Николаевич начал рассказывать о том, что советский солдат должен уметь всё, и на коне, и с рацией, и вообще. Что «вообще» он сказать не успел, потому что Наташка бесцеремонно перебила:
- А Вы? Вы умеете скакать на лошади?
Соврать паренек не смог:
- Нееет, - протянул он и беспомощно взглянул на Агнессу Борисовну, а потом неожиданно для всех выпалил, - Аня, ты обещала, если я выступлю перед твоим классом, ты замуж за меня пойдешь. Так что?
Агнесса Борисовна захлопала ресничками, мы, забыв о Наташке и её коне, захлопали в ладоши: это было так романтично!
Агнесса Борисовна вышла замуж, довела нас до летних каникул, и благополучно ушла в декрет. Вместо нее к нам пришла отвратительная Жаба Васильевна (настоящее имя писать не буду, история здесь), и одноклассники ругали Наташку:
- Вот не влезла бы ты со своей лошадью, может, Агнесса замуж не вышла и нас бы не бросила!
…А у меня один вопрос: а ведь действительно, зачем артиллеристу конь?