Найти тему
LFREET PROJECT

Как выбрать бюджетные мониторы для домашней студии.

Оглавление

Выбор студийных мониторов - практически один из важнейших моментов в проектировании домашней студии. От них будет зависеть почти 80% вашего звука. И к выбору данного "девайса" нужно отнестись с полным пониманием.

И самый основной момент в этом выборе - это не полагаться на советы людей, звукорежиссеров и саунд-продюсеров, а полагаться только на свои уши, и обязательно слушать как они звучат, благо сейчас есть такие магазины где можно все потрогать и послушать, и даже испытать микрофоны или какие другие "девайсы" для музыки. Связано это в первую очередь с тем что одни и те же мониторы будут звучать по разному в разных комнатах.

Эта статья не даст вам точного понимания что купить, я просто подскажу вам на что стоит обращать внимание при выборе акустической системы.

И не забывайте что 40-60% качества звука, целиком и полностью зависит от того, подготовили ли вы акустическое оформление своей комнаты или нет.

  • Поролон к этому не относится, он ничего не делает со звуком лишь приглушает реверберацию на высоких частотах, а порой даже работает во вред акустики помещения, лучший вариант это акустические панели, диффузоры, тюб-ловушки, резонаторы, низкочастотные конверсионные поглотители или НЧКП и все в этом духе.

Если читая эту статью ты думаешь что твоих колонок Microlab или Sven достаточно для музыкального продакшена, то знай, главная задача Hi-Fi систем - создать приятный звуковой образ, сгладить все "острые углы" и шероховатости записи. Часто такой эффект называют "звуковым окрасом". У профессионального оборудования совершенно другая задача - оно призвано помочь звукорежиссёру при работе с музыкальной композицией. В процессе сведения и мастеринга очень важна точность воспроизведения.

Спецификация мониторных систем.

Согласно студийному стандарту существуют три разновидности мониторинга: ближнее, среднее и дальнее поле.

Ближнее поле — мониторы мощностью не выше 100 Вт, диаметр НЧ динамика до 20 см (8 дюймов). Располагаются на расстоянии от 1-2 метров от звукорежиссёра.

Среднее и Дальнее поле — используются в профессиональных студиях, студийные мониторы располагаются на значительном расстоянии и обладают большей мощностью. Я думаю многие видели системы расположенные прямиком в стене, это и есть мониторы дальнего поля.

Монтирование мониторов в стену (inwall) убирает SBIR эффект - ранние отражение от стены сзади мониторов. Эти отражения не могут возникнуть из-за отсутствия условий для этого, расстояние равно нулю. При грамотной геометрии студии ранние отражения от боковых стен тоже пройдут мимо точки прослушивания. Единственное что может разрушить сцену, так это сама конструкция мониторов. При этом конечно нужно подразумевать что студия спроектирована и построена с соблюдением норм и правил акустики, и физики звука в целом.
-2

Что значит 2-х полосные и 3-х полосные.

Существует как правило 2-х полосные мониторы и 3-х полосные , что это значит: 2 полосы - это 2 динамика НЧ и ВЧ; 3 полосы - это 3 динамика НЧ, СЧ, ВЧ. Таким образом 1 динамик - это 1 полоса частот. Эти полосы делит так называемый кроссовер. В характеристиках АС она указывается как "срез кроссовера", "частота кроссовера" или "пересекающаяся частота".

  • Кроссовер – это фильтр звукового сигнала, который разделяет входящий сигнал на диапазоны частот и используется в акустических системах для улучшения качества звучания.
Срез кроссовера. Слева 2-х полосный, справа 3-х полосный.
Срез кроссовера. Слева 2-х полосный, справа 3-х полосный.
  • Для каждой АС кроссовер рассчитан индивидуально.

Обычно он встроен в монитор, но есть версии и рэковые, и просто настольные. Так же кроссоверы делятся на активные и пассивные.

Fostex pm 0.4nW и  PSI AUDIO А25-M BLACK
Fostex pm 0.4nW и PSI AUDIO А25-M BLACK

Еще есть системы 4 и 5 полосные, обычно их называют "многополосными", но об этом нам знать рано, да и ценник таких мониторов далеко за 100 тыс рублей.

  • Чем больше полос имеет ваша акустическая система, тем более качественный и чистый звук она будет выдавать.

Мы же будем рассматривать только 2-х полосные АС, так как люди, которые хотят купить 3-х полосные АС, вряд ли читают подобные статьи.

Размер динамиков акустической системы.

Думаю, вы часто слышали о том, что размер мониторов играет определенную роль, но по большей части это миф.

  • Но нельзя исключать тот факт, что купив 5" АС в комнату, которая имеет 20-25 квадратных метров, вы будете слышать сухой звук без саб низа (я думаю, многие встречали такие отзывы на сайтах магазинов). Это связано с тем, что мониторам просто не хватит сил и мощности заполнить все пространство комнаты звуком.

Разница в размере диффузора дает нам понимание того, насколько далеко от монитора будет наш "фантомный центр". Представим что у нас Yamaha HS8, то есть наш диффузор (вуфер или НЧ динамик) имеет размер в 8". Это значит, что мониторы от наших ушей должны стоять на расстоянии примерно 1,8-2 метров. При размере диффузора 6" это примерно 1-1,2 метра, при 5" еще меньше. И расстояние между мониторами (их стереобаза) должна быть такой же, то есть мы должны иметь равнобедренный треугольник между мониторами и нашей головой.

Направление мониторов.
Направление мониторов.

Одним из важных аспектов играет расположение мониторов по высоте. Я думаю, многие задавались таким вопросом? Ответ довольно прост - ваши мониторы фронтальной (передней) панелью должны "смотреть" вам в уши или быть на уровне вашей головы. Я обычно "целюсь" так: мое ухо находится по середине между НЧ и ВЧ динамиком.

В уши или за уши? Куда должны "играть" мониторы? Скажу так - зависит от модели АС. Некоторые мониторы имеют мягкий и широкий верх, а некоторые жесткий и узкий. В зависимости от этого твиттеры можно направлять как и за уши, так и прямиком в уши. Например мониторы DMax Super Cubes имеют узкий верх, поэтому должны играть прямиком в уши.

Советую читать мануал к вашей АС, обычно в них указывают расположение мониторов, что и как должно стоять, горизонтально или вертикально. Многие любят "класть" вертикальные мониторы "набок", тем самым думая, что стерео картина становится шире. На деле все не так, вы получаете своего рода "расслоение" звука, звук от динамика и твиттера поступает к вам в уши не одновременно, это неизменно приводит к нестабильному и несвязному стереозвуку, или научными словами интерференцию, а иногда даже и дифракцию.

  • Интерференция — усиление колебаний звука в одних точках пространства и ослабление в других, в результате наложения двух или нескольких звуковых волн.

Так же большинство мониторов имеет довольно узкую вертикальную дисперсию, чтобы минимизировать отражения от рабочей поверхности, стола, пола, потолка и тд. Эта дисперсия обычно регулируется волноводом, который сделан вокруг ВЧ твиттера. Данная информация описана почти во всех мануалах, к примеру: у мониторов JBL 305mkII, зона покрытия ровна 120° x 90° (по горизонтали и вертикали).

Фазоинвертор

Отверстия фазоинвертора
Отверстия фазоинвертора

Значительной особенностью всех акустических систем является фазоинвертор. Для лучшего понимания его можно рассматривать, как 3-й динамик нашей АС который играет на частотах от 25-50гц, (условно) как раз таки эта "опция" очень хорошо влияет на не подготовленное акустически помещение.

Фазоинверторы бывают как спереди, так и сзади мониторов. Так же есть версии с "закрытым" типом корпуса, как например в мониторах Barefoot Sound Footprint 01. Иногда в роли фазоинвертора может играть пассивный излучатель (просто мембрана такая как в портативной колонке JBL)

Barefoot Sound Footprint 01 3-х полосная система, с 8" сабвуфером.
Barefoot Sound Footprint 01 3-х полосная система, с 8" сабвуфером.
  • Фазоинвертор позволяет существенно понизить нижнюю граничную частоту акустической системы и заметно увеличить уровень ее звукового давления на низких частотах. Механизм работы фазоинвертора заключается в том, что специально рассчитанный акустический резонатор-фазоинвертор производит инверсию фазы звуковой волны на 180°, излучаемой тыльной стороной НЧ динамика. Эта перевернутая звуковая волна с выхода фазоинвертора суммируется со звуковой волной от фронтальной поверхности НЧ динамика, что и приводит увеличению уровня звукового давления громкоговорителя на частоте настройки фазоинвертора.

Какое расположение фазоинвертора выбрать:

Фронтальное (спереди) - Хороший вариант для небольших помещений. Дает нам возможность ставить мониторы ближе к стене и практически не использовать звукопоглощающие материалы за мониторами.

Тыльное (сзади) - Данные мониторы требуют достаточного расстояния от стены, от 20 до 100см (зависит от АС) что бы исключить резонансы. Так же требуется использование акустических панелей за мониторами, со средней плотностью наполнителя, и желательно, чтоб эти акустические панели висели от стены примерно в 10см. Это сделано для того, чтобы звук, проходя в панель, ударялся об стену и возвращался обратно в панель, тем самым снижая силу и ослабляясь.

  • Так же в некоторых случаях можно заткнуть фазоинвертор поролоном или ватой. Если у вас 2 фазоинвертора то можно один или сразу оба, как это делается на Alesis M1 Active MKII. Это поможет снизить низкочастотный гул и сделать звук более равномерным.
-8

Материалы НЧ диффузора и ВЧ твиттера.

Главным аспектом материала является – жесткость, которая должна быть как можно выше, и внутреннее затухание, которое так же необходимо.

  • Жесткость диффузора означает, что ускорение звуковой катушки передается без изменения всей излучающей поверхности – от центра до краев. Это выражается потом в ровной частотной характеристике, быстрой атаке на импульсе, низких интермодуляционных искажениях.

Целлюлоза (бумага) - Это пожалуй самый распространённый материал динамиков, который вы можете встретить как в бюджетной, так и в более дорогой акустической системе. Основное ее свойство - это более мягкая передача "живых" инструментов. Самая гладкая АЧХ - не испорченная пиками и провалами от местных резонансов.

Полипропилен - Так сказать новый аналог бумажного диффузора, плюс минус технические характеристики идентичны целлюлозе. В отличии от бумажного диффузора - не бояться влаги. Полипропиленовый диффузор может обеспечить ровную и гладкую АЧХ при высоких значениях удельного звукового давления.

Углеволокно и кевлар - В отличие от предыдущих, имеют малый вес и более жесткое "поведение". Отлично передают атаку и четкость звука, но более дороги в исполнении. Однако из-за недостаточного внутреннего демпфирования сопровождается многочисленными пиками и провалами на АЧХ вблизи верхнего края рабочего диапазона.

Металл - Да, есть и такие. Чаще всего такие можно увидеть в сабвуферах, они рассчитаны в большей степени на предельные уровни звукового давление, нежели на качество звука.

ВЧ с мягким куполом - Ткань, шелк. Просто классика. Довольно ровное АЧХ по всему спектру.

ВЧ с металлическим куполом (титан, керамика, бериллий) - Довольно звонкое и едкое звучание. Имеют хорошую отзывчивость и ровность по всему спектру АЧХ. На слух это может восприниматься, как действительно "металлический" тембр звучания.

ВЧ из полиамидной пленки (ADAM) - Похоже на предыдущее, но более теплый и звонкий звук. "Металлический" призвук так же присутствует.

Акустическое оформление комнаты

При всем этом расположении мониторов и размер самого помещения (аппаратной) не имеет такого значительного влияния на звук, как акустическое оформление. При грамотном расчете акустики помещения, можно добиться довольно хороших результатов, и оформить даже маленькую комнату. При не грамотном оформлении ( использование поролона, а еще лучше лотков от яиц) можно получить гудящую комнату, гудящие углы или даже чересчур сильное приглушение звука, которое возникает от того, что звук отражаясь от стен сам себя исключает (другими словами сдвиг фазы).

Порой добиться хорошего звука достаточно просто поменять расположение мониторов в пространстве: поставить их к длинной стене комнаты, отодвинуть от стены, установить на стойки, и многое другое.

Ну и самое главное в акустике помещения - это равномерность затухания по всему спектру частот. При замерах измерительными микрофонами и специальными программами можно узнать скорость затухания частот, ее называют waterfall. Хорошая скорость затухания до 300млс, если комнату оформлял специальный человек, то она может составлять 100-200млс.

Так выглядит WaterFall. На картинке он составляет 270млс
Так выглядит WaterFall. На картинке он составляет 270млс

Ну а если вы слышите гул в углах, справиться с ними вам помогут Tube-Bass Trap или прочие резонаторы и поглотители для низких частот, а не поролон.
Держите в уме, чем ниже частота звука тем более тяжелые должны быть НЧ поглотители.

Два важных аспекта акустической системы.

Коэффициент нелинейных искажений

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) или Total Harmonic Distorsions (THD) – показатель, характеризующий степень отличия формы сигнала от синусоидальной, так же можно сказать - это величина для количественной оценки нелинейных искажений периодического сигнала. Самыми простыми словами- это призвук дисторшена. В активных мониторах этот параметр называется THD, в пассивных мониторах это параметр и самих мониторов, и усилителя. Ко всему этому есть THD вашей звуковой карты, микшерного пульта и тд. Поэтому дорогие звуковые карты имеют хороший ЦАП\АЦП, который практически не вносит искажений в сигнал. В общем, чем меньше этот показатель тем более "настоящий" звук выдает ваша акустическая система.

К примеру THD мониторов JBL 305 mkII имеет 1%.

-10

А мониторы ADAM Audio A8X имеют искажения уже 0,5%.

-11

Ну и разница в цене у этих мониторов отличается в разы: 11 тыс и 75 тыс рублей за 1 монитор.

Понять проценты THD довольно просто.

Я не буду расписывать полностью тему, просто приложу таблицу показателей. Слева количество искажений THD, справа громкость этих искажений. Как вы видите искажения довольно тихие, и заметить их неподготовленным ухом не составляет возможности.

Еще я подписал модели мониторов по количеству искажений, чтоб было более понятно.

-12

Групповое время задержки (ГВЗ или Group Delay)

ГВЗ - Это производная ФЧХ (Фазо-частотной характеристики) измеряется она в миллисекундах.

Этот показатель говорит о том, насколько быстро акустическая система воспроизводит весь диапазон частот, и чем ниже этот показатель тем лучше. У дорогих мониторов есть процессор который можно настроить вручную либо использовать заводской пресет, называется он DSP, этот процессор может корректировать ФЧХ и групповое время задержки становится минимальным.

-13

Простыми словами этот параметр влияет на четкость частот. У дешевых мониторов будет размыт спектр АЧХ и стерео будет не явным, атака будет размазана. Похоже на то, как слушать высокоомные (более 250Ом) наушники в телефоне или звуковой карте Focusrite - не будет четкости звука, а будет просто звук.

Одни из самых "быстрых" мониторов считаются Yamaha NS10, но к ним нужен хороший усилитель, не раз слышал что советуют именно Yamaha A100.

Уровни громкости.

Да, странный, но довольно значимый момент. Громкость прослушивания не должна превышать 80 дб. Проверить это довольно легко: есть огромное количество шумомеров на телефоны, будь то Android или IOS. Конечно микрофоны у всех отличаются, но хотя бы таким путем вы сможете узнать примерный уровень громкости, который не причинит вред вашему здоровью и в частности ушам. Данный уровень громкости в первую очередь связан с работой нашего мозга и внутреннего уха. В первую очередь то что мы имеем не линейный слух, во вторую, на низких частотах нашему мозгу нужно как бы "докручивать" эквалайзер чтоб распознать звук. Это все можно легко понять с помощью эффекта Флетчера — Мэнсона

-14

Но об этом мы поговорим как ни будь в другой раз...

Заключение.

Ну и в заключении хочу сказать, что все что описано выше это информация на ваш выбор, прислушиваться к ней или нет решать вам. Но в целом скажу - что покупая себе мониторы, в первую очередь слушайте, и только слушайте!

Спасибо за внимание!