Когда в прошлом месяце президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара может рассчитывать на Россию, чтобы купить военные самолеты и совместно производить двигатели для военных самолетов, это сразу же вызвало удивление у НАТО.
Уже столкнувшись с критикой по поводу покупки российской системы противовоздушной обороны С-400, угроза Эрдогана пойти ва-банк и купить Су-35 и Су-57 российского производства вызвала очередной раунд дебатов в сообществе НАТО и в собственном силовом ведомстве Турции о том, действительно ли возможно интегрировать российские самолеты в ы воздушный флот НАТО и собственно Турции.
Скорее всего, здесь выступает восточное двуличие Эрдогана. Анкара уже сделала свой первый шаг по замене устаревших F-16, когда в сентябре она направила в Вашингтон письмо с запросом на закупку 40 новых F-16 viper block 70 и комплектов модернизации еще для 80 самолетов. Если бы Турция предпочла российские истребители, она не стала бы пытаться закупить и модернизировать F-16.
Однако санкции США против Турции из-за покупки С-400 и высокая враждебность Конгресса США по отношению к Эрдогану привели к тому, что официальные лица в Анкаре крайне пессимистично настроены в отношении предполагаемой сделки с F-16 на сумму 6 миллиардов долларов, которая все еще нуждается в одобрении Конгресса США.
Турецкие официальные лица утверждают, что решение Вашингтона исключить Турцию из программы F-35 в 2019 году поставило их в тупик. Проект модернизации турецкого парка из 35 самолетов F-16 Block 30 направлен на обновление и продление срока службы боевых самолетов, но официальные лица считают, что этого недостаточно.
Турции многие считают, что российские военные самолеты станут технически сложными и чрезвычайно дорогими из-за необходимости адаптации турецкой инфраструктуры к российским системам.
Неясно, сколько боевых самолетов Турция может закупить у России, если она пойдет дальше, но, судя по предыдущим заявлениям, Анкара, вероятно, будет стремиться приобрести около 35 единиц Су-35, которые рассматриваются как эквивалент F-16, или меньшее количество Су-57 пятого поколения.
Джан Касапоглу, директор программы оборонных исследований базирующегося в Стамбуле аналитического центра EDAM, считает, что сделка по модернизации F-16 Viper - это основной план Турции по преодолению разрыва до тех пор, пока ее национальный боевой самолет не будет принят на вооружение.
С военной точки зрения использование смешанного арсенала российских и американских самолетов было бы чрезвычайно дорогостоящим и обременительным для любой страны», - сказал Касапоглу. «[Покупка] российских самолетов станет дополнительным бременем для покупки российских боеприпасов, запасных частей, подсистем, датчиков и так далее. Это также означало бы операционную зависимость от русских от сертификации дополнительных функций, таких как умные боеприпасы собственного производства Турции и датчики отечественного производства.
Исмаил Демир, глава турецкого агентства государственных оборонных закупок, известного как SSB, намекнул на аналогичные опасения в начале этого года, но сказал, что Турция просто не может закрыть дверь для российского варианта.
Решение о покупке российских самолетов означало бы огромные изменения в нашей [оборонной] системе в наших сценариях», - сказал он турецкой газете в марте. «Это потребует ряда изменений от обучения пилотов до технического обслуживания самолетов. Но мы не можем полностью сказать «нет» [российским самолетам], особенно если мы окажемся в действительно тяжелой ситуации.