Найти тему
Trаvel/History

О странах Зарубежной Европы

Зарубежная Европа
Зарубежная Европа

Географическое положение. Регион расположен с западной стороны от Евразийского материка. Территория зарубежной Европы простирается с севера на юг (от острова Шпицберген до острова Крит) на пять тысяч километров, а с запада на восток – более чем на три тысячи километров. Среди европейских стран есть крупные (Франция, Испания, Германия, Швеция), средние (Венгрия, Чехия, Ирландия), малые (Словения, Черногория) и даже так называемые «карликовые государства». К ним относятся Ватикан, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн и другие. Интересные факты. Ватикан – государство-анклав. Оно полностью расположено на территории другой страны. Длина государственной границы Ватикана с Италией составляет 3200 метров.

-2

Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами. Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории и хорошей транспортной проходимости эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей. Во-вторых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи самых оживлённых морских путей.

Природные ресурсы. Они распределены по её территории неравномерно. Каждая страна обладает своими запасами, на чём частично и строится её экономика. Несмотря на многообразие природных ресурсов Зарубежной Европы, они значительно истощаются. Это объясняется несколькими факторами: данный регион является самым густонаселённым на планете, что приводит к массивному потреблению ресурсов; зарубежная Европа начала использовать их раньше других регионов; территория зарубежной Европы относительно небольшая и восполнение ресурсов происходит медленно. Общая оценка обеспеченности Зарубежной Европы включает количество полезных ископаемых, лесные, водные и энергетические ресурсы. Характеристика минеральных ресурсов европейской территории неоднозначна. С одной стороны, они достаточно разнообразны, здесь представлены практически все виды полезных ископаемых. С другой, количество их незначительно и ежегодно уменьшается, не успевая восстанавливаться.

-3

Из топливно-энергетических ресурсов выделяются запасами нефти лишь страны Се­верного моря (Норвегия и Великобритания), природного газа — Нидерланды, Норвегия и Великобритания.

Среди каменноугольных бассейнов зарубежной Европы особенно выделяются Рурский в Германии и Верхнесилезский, который главным образом располагается в Польше, однако частично и на территории Чехии.

Распределение запасов металлических руд в Европе
Распределение запасов металлических руд в Европе

Значение воды в хозяйстве зарубежной Европы трудно переоценить. Она используется практически во всех отраслях экономики: в энергетике, для орошения сельскохозяйственных угодий, для промышленного и коммунально-бытового водоснабжения. Часто водные источники служат не только для цели водозабора, но и являются объектами хозяйственного использования в качестве транспортных магистралей, рекреационных зон, водоёмов для развития рыбного хозяйства. Европейские реки располагаются на равнинах и в горах. Горные водоёмы обеспечивают гидроэнергетические ресурсы региона. Самые крупные европейские реки – Дунай и Рейн. Здесь сосредоточено самое большое количество водохранилищ.  Общий объём европейских озёр составляет 857 кубических километра. Больше всего озёр располагается в северной части Европы – Финляндии, Норвегии. В горных районах тоже есть озёра округлой формы, образовавшиеся в результате схода ледников.

-5

Лесные ресурсы Европы достаточно велики. Около 33 % площади территории покрыто разнообразными лесами. В настоящее время отмечается прирост их количества. В основном в Европе распространены хвойные породы деревьев. Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озёр, подступают к населённым пунктам. Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами. Природные условия зарубежной Европы обуславливают то, что она является главным центром туризма в мире. Ежегодно сюда приезжает 2/3 всех туристов. В основном их привлекают достопримечательности различных европейских стран. Туризм представляет собой одну из главных отраслей экономики. Главные рекреационные районы Европы – это горы и морские побережья. Наиболее благоприятные природные зоны находятся в Средиземноморье. В местных морях активно практикуются круизные путешествия. В горах люди занимаются лыжным спортом и альпинизмом. В зарубежной Европе наиболее посещаемыми странами являются Франция, Италия, Испания.

Население Европы. В последнее время население региона стало расти очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения зарубежной Европы характерна сложная демографическая ситуация. Во многих странах региона происходит убыль населения, депопуляция, которую не могут предотвратить и меры демографической политики. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растёт доля пожилых людей. В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран зарубежной Европы к середине ХХI века должно значительно сократиться.

На конец 2020 года, население Европы составляло 749 874 114 человек. За 2020 год население Европы увеличилось приблизительно на 697 435 человек. Учитывая, что население Европы в начале года оценивалось в 749 176 679 человек, годовой прирост составил 0.09 %.

Вот основные демографические показатели Европы за 2020 год:

  • Родившихся: 16 171 962 человек
  • Умерших: 16 530 830 человек
  • Естественный прирост населения: -358 868 человек
  • Миграционный прирост населения: 1 753 741 человек
  • Мужчин: 361 732 818 человек (по оценке на 31 декабря 2020 года)
  • Женщин: 388 141 296 человек (по оценке на 31 декабря 2020 года)

Господствующей религией в зарубежной Европе является христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной – протестантизм, а в Средней они находятся в равных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма – Baтикан.

Зарубежная Европа – один из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на один километр квадратный. При этом размещение населения в нём прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живёт почти 78 %, а в некоторых странах более 80 % и даже 90 % всего населения.

Хозяйство Европы.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Запада - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая "мастерская мира", утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Промышленность: главные отрасли.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Особенно большое развитие получила 
автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (ФРГ), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино"), "Вольво" (Швеция), "Татра" (Чехия), автобусы "Икарус" (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании "Форд-мотор".

-6

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

-7

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

На угольном сырье, в том числе привозном, работают и ТЭС, которые ориентируются не только на угольные бассейны, но и на морские порты, поскольку работают на привозном сырье. Однако современная Зарубежная Европа все больше ориентируется на АЭС – особенно такие страны, как: Германия, Франция, Чехия, Словакия, Венгрия, Великобритания. Государства со значительными водными ресурсами включают в свой энергетический комплекс ГЭС, многие из которых стоят на Дунае, Верхнем Рейне, Роне. Только в Норвегии, Швеции и Швейцарии они играют основную роль, в остальных странах региона это вспомогательный источник энергии.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Черная металлургия
Черная металлургия

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленностьПроизводство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

-9

Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Цех по производству кубиков Лего
Цех по производству кубиков Лего


Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ТРИ ГЛАВНЫХ ТИПА.

-11

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы - растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южно-европейский.

Для 
североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна - один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют "молочной фермой" Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и "работает" на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для 
южно-европейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря - главный "сад Европы".

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют "уэрта", т. е. "сад". Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего - апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции более 90 млн. оливковых деревьев. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь - знак мира.

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды - цветов, Германия и Чехия-выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

Транспорт: главные магистрали и узлы.

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50-70-х гг. были характерны только для некоторых стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

-12



Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: 1) Брест - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва, 2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение водного пути Рейн - Майн - Дунай.

Дунай - "транснациональная стрела": Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, СРЮ, Болгария, Румыния, Украина

Рейн: Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды.

Драва: Италия, Австрия, Словения, Хорватия, СРЮ

Тиса: Украина, Румыния, Словакия, Венгрия, СРЮ

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые юрты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые 
портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой "портовой промышленности", работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них - Роттердам. Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазопроводами.

Западная Европа - хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт. Завершен "проект века" - сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру "Силиконовой долины" в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРГ). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая "Долина высокой технологии".

Технопарк Идеон в Швеции
Технопарк Идеон в Швеции


В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется "экономическая столица" страны - Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург и Франкфурт-на-Майне. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.