Найти в Дзене
Кино и немцы

"Дюна" - шедевр в мрачных тонах

Действие нового фильма "Дюна" по вселенной писателя Фрэнка Герберта разворачивается через 8000 лет после наших дней. Главной проблемой человечества в далеком будущем стал острый дефицит осветительных приборов. Даже бароны и герцоги, управляющие целыми мирами, вынуждены экономить на обычных электрических лампочках для своих дворцов.

Арракисовые фримены.
Арракисовые фримены.

Это, конечно, шутка, и дело в том, что режиссер Дени Вильнев просто решил снять этот фильм нарочито темным и мрачным. Но реального объяснения, почему все его герои живут в темноте, едят в темноте, читают в темноте - в фильме нет.

При этом картинки на экране впечатляют масштабом и тонкой стилистикой. Чего стоят одни лишь разные типы боевых скафандров у бойцов разных звездных домов. Узнаваемые с первого взгляда черты космической техники - округлые и гладкие у Харконенов и угловатые, с резкими грубыми гранями у Атрейдисов. Даже в лицах актеров, исполняющих персонажей разных домов, заметен точный стилистический отбор.

Типичный обитатель дюн.
Типичный обитатель дюн.

Сюжет фильма повторяет литературный оригинал и, если вы его не читали, первую "Дюну" 1984 года. Вплоть до буквального воспроизведения сцен (например, испытание юного Атрейдиса коробкой боли с насыщенными пустынными флэшфорвардами). Есть планета Арракис, покрытая пустыней и населенная фрименами - довольно дикими и агрессивными людьми (в версии 2021 года они списаны с земных бедуинов). В пустыне полно спайса - особого вещества, обладающего галлюциногенными свойствами и позволяющего прокладывать маршруты между звезд. Без спайса космические путешествия невозможны (как в таком случае был открыт сам Арракис до эпохи спайса - авторы умалчивают). За добычу спайса конкурируют два могущественных дома, уже упомянутые Харконены и Атрейдисы. А их сшибает лбами император, чтобы ослабить возможных претендентов на собственный престол.

Обычная феодальная грызня. Которая подчеркнута принципиальным использованием холодного оружия. Да, в этой фантастике не стреляют из бластеров, а только режут друг друга ножами и тыкают копьями - виной тому традиции и некоторые технологические ограничения вселенной Герберта. Спайса в эту княжескую междоусобицу добавляет мистический религиозный орден, состоящий из женщин, умеющих говорить особым командным голосом, противиться которому ни у кого нет сил. Почему при таких умениях эти женщины еще не захватили империю, сюжет умалчивает. Впрочем, есть подозрения, что таки захватили, просто стараются этот момент не выпячивать и действовать из-за спин других персонажей.

И, конечно, черви. Огромные твари по 400 метров длиной, фильтрующие песок и плавающие в нем как в воде. Непонятно зачем охотящиеся на все, что шевелится на поверхности.

-3

В отличие от абсолютного большинства фантастических фильмов последних лет, в новой "Дюне" акцент сделан не на экшене, а на атмосфере. Поэтому на экране нет утомляющего мельтешения кадров, трюков и графониевых спецэффектов, а диалоги часто бывают осмысленны и имеют значение для сюжета. Минус такого подхода - непривычная для современного зрителя замедленность повествования, которая требует не концентрации, а наоборот, расслабления внимания.

Еще из относительных минусов можно отметить тщательно расставленные под каждым кустом сюжетные рояли. Твисты, когда герой "вот-вот умрет, и тут вдруг..." повторяются за пару часов, наверное, раз десять, что несколько надоедает.

И кастинг. Если смотреть на него из сферического вакуума, он хорош. Но у тех же Дейва Батисты и Джейсона Момоа в недавнем прошлом уже были яркие роли в фантастических фильмах. Поэтому постоянно приходится напоминать себе во время просмотра, что нет, это не Аквамэн сейчас зарежет очередного злодея, а у крутого Харконена нет с собой симпатичного говорящего енота.

В целом, новая "Дюна" - отличное кино для хорошего семейного вечера. Правда, примите сразу, что фильм подчеркнуто без конца. Вы не узнаете, чем закончится история, потому что это лишь начало большой франшизы.