Найти тему

Чем отличаются индустриализация и патриотизм от "локализации" и раболепного преклонения перед латинской буквой.

Оглавление
Создатель самого читаемого канала Дзена водружает на Камазе Президента огромный плакат "Сделано у нас!"  Под аплодисменты экспертов Высшей Школы Экономики и скандирование "Вперёд, Россия!" патриотами "локализации" oтправляется наш Президент в триумфальную поездку.  Но вдруг наш Камаз останавливается на самой середине новопостроенного моста...  Ай - яй - яй!  Не понимают эксперты Высшей Школы Экономики и патриоты "локализации", что на "локализованные" двигатели Cummins устанавливается изготовленная в Штатах и привезённая в Россию в запломбированном виде американская система управления!  Которая может быть выключена со спутника в любой момент времени и в любой точке планеты.
Создатель самого читаемого канала Дзена водружает на Камазе Президента огромный плакат "Сделано у нас!" Под аплодисменты экспертов Высшей Школы Экономики и скандирование "Вперёд, Россия!" патриотами "локализации" oтправляется наш Президент в триумфальную поездку. Но вдруг наш Камаз останавливается на самой середине новопостроенного моста... Ай - яй - яй! Не понимают эксперты Высшей Школы Экономики и патриоты "локализации", что на "локализованные" двигатели Cummins устанавливается изготовленная в Штатах и привезённая в Россию в запломбированном виде американская система управления! Которая может быть выключена со спутника в любой момент времени и в любой точке планеты.

Итак, в результате российских "усилий" по "локализации" импортной продукции мы получили совершенно обратный эффект. Вместо развития промышленности мы пришли к деиндустриализации и примитивизации. Российская продукция не производится вообще, а "производство" иностранных брендов ограничивается отвёрточной сборкой с минимальной добавленной стоимостью или изготоволением простейших деталей из российского сырья на импортном оборудовании.

Почему этот эффект был ожидаем, и как нужно было - или нужно было бы - сделать правильно, чтобы действительно простимулировать развитие промышленности.

Начнём с истоков.

Что отличает цивилизованное человечество от каменного века? Изобретения и инновации. Ценность изобретений и инноваций неизмерима. И чем больше страна изобретает и внедряет свои изобретения в производство материальных ценностей, тем страна богаче. Страны, которые ничего своего не изобретают и ничего не внедряют, и сегодня живут практически в каменном веке - в таких странах бОльшая часть населения живёт при натуральном хозяйстве.

Очевидная философия, правда?

Итак, если страна хочет пройти путь от мотыги к высоким технологиям, она должна поощрять изобретения и инновации. А чтобы изобретения и инновации стали неотъемлемой частью экономики, нужно сделать так, чтобы изобретательско-инновационная активность в своей собственной экономике имела преимущество по сравнению с примитивной низкоквалифицированной ручной работой! Причём последнее - незаменимо! Без спроса на изобретения и инновации экономика всё равно останется в каменном веке, изобретения и изобретатели утекут за границу, а страна будет покупать за границей законченную продукцию, созданную в том числе и уехавшими изобретателями.

Как это сделать?

На самом деле способ только один.

Впарить заградительные пошлины (300% - 500% - 1000%) на всё, что не имеет 100%-й отечественной интеллектуальной собственности.

Почему это обеспечит сравнительное преимущество именно изобретениям и инновациям по сравнению с низкоквалифицированным трудом.

Рассмотрим простую математическую модель.

Допустим автомобиль (заграничного производства) стоит 10000 долларов, при этом все комплектующие - 9000 долларов, и окончательная сборка 1000 долларов.

Допустим, развивающаяся страна впаривает пошлину 400% на импорт. И готовой продукции и комплектующих.

Импорный автомобиль в этой стране стоит 50000 долларов. Начинаем "локализовывать" с отвёрточной сборки. Комплектующие с пошлиной стоят 45000 долларов, и если "локализовать" только отвёрточную сборку, то автомобиль дешевеет только до 46000.

Теперь рассмотрим такую упрощённую модель. Из всех компонентов самый дорогой - двигатель - стоит до пошлин 5000 долларов, а самые дешёвые - болты для прикручивания колёс - по одному доллару за штуку.

При импорте комплектующих, после уплаты пошлин, за двигатель для отвёрточной сборки уплачено 25000 долларов, а за болты - по 5 долларов за штуку.

Допустим, появляется российский инвестор-изобретатель. Что ему будет выгодно создать в России, чтобы как можно больше снизить цену автомобиля - болты или двигатель?

Ответ очевиден. Как и обобщение этого ответа. Самую большую ценность (и цену) имеют комплектующие и конечные продукты, в которых самая высокая инновационная добавленная стоимость, а самую меньшую ценность - комплектующие, в которых в основном сырьё и низкая степень переработки (например болты).

Поэтому при впаривании заградительных пошлин на всё, что не имеет 100%-й отечественной интеллектуальной собственности в первую очередь создаётся спрос на создание внутри страны продукции (в том числе комплектующих) с самой высокой добавленной стоимостью! А болты в принципе можно и за границей покупать.

При этом ключевым моментом является признание российским только то, на что России принадлежит 100%-я интеллектуальная собственность, в том числе и все комплектующие и оборудование. Тогда 1) никому не придёт в голову "локализовать", например, Cummins, когда есть ЯМЗ. 2) никому не придёт в голову заменить в ЯМЗ (и в другой российской продукции) отечественные комплектующие на импортные и называть это "отечественным". И наоборот, если кто-то создаёт в России аналог чего-то импортного, но использует на первых порах импортные комплектующие, у этого создателя всегда будет стимул постоянно замещать самые дорогостоящие (высокотехнологичные) импортные комплектующие отечественными!

И уж конечно, только полный идиот может называть "российским" то, на что все права принадлежат иностранцам, и в создании чего российские инженеры не принимали вообще никакого участия - даже если окончательная сборка этого "локализована" на географической территории России (типа двигателя Cummins для Камаза, Volkswagen калужской сборки и т.п.)!!!

А в России всё наоборот!

Очевидно, что все "постановления" "экономического блока" российского правительства - это всё наоборот. Они создают конкурентное "преимущество" низкоквалифицированной рабочей силе и примитивным операциям по отвёрточной сборке и изготовлению самых тривиальных деталей на импортном оборудовании - и очень сильный встречный ветер российским разработкам, российской интеллектуальной собственности, и всей российской продукции с более высокой добавленной стоимостью.

И правда, если рассмотреть "постановления" правительства о "промсборке", то очевидно, что суть этих постановлений - обнуление пошлин на все комплектующие в обмен на обещание трудоустроить российскую рабочую силу на отвёрточной сборке иномарок для российского рынка, и обещание использовать российское сырьё для изготовления простейших комплектующих на импортном оборудовании.

Любому здравомыслящему человеку очевидно (экспертов Высшей Школы Экономики не берём), что у иностранцев совершенно нет никаких стимулов покупать в России то, что требует хоть какой-либо интеллектуальный или инженерный вклад. Им гораздо легче прислать в Россию уже созданные свои высокотехнологичные комплектующие (благо пошлины на них обнулены), чем искать российские. Очевидно, что и производственные линии им гораздо удобнее поставить под ключ свои, чем искать российские (благо, пошлины на импорт станков и оборудования равны нулю). "Прорваться" на свой же российский рынок российскому создателю интеллектуальной собственности (или даже удержаться на нем тем, кто существовал раньше) при таких условиях просто невозможно! Как говорит, например, в интервью про АвтоВAЗ бывший первый вице-президент — первый заместитель генерального директора АВТОВАЗа, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Николай Ляченков:

Пирамида предприятий-смежников разрушена полностью. Только в Самарской области было более 220 компаний-производителей автокомпонентов, часть из которых создавалась на базе оборонных заводов. Все было отработано. Сегодня большинство из этих предприятий закрыты, автокомпоненты завозят из Румынии, Турции и так далее.

В результате создание российской интеллектуальной собственности и российские инженерные разработки в российской экономике не существуют уже два или три десятилетия.

Впрочем, всё это - дело вкуса.

У каждой страны есть выбор.

Если россияне действительно настолько предпочитают только иномарки, и считают себя героями, потому что мы "пересели с жигулей на подержанный фольксваген и теперь никогда больше не будем покупать ничего отечественного!", то флаг нам в руки. "Вперёд, Россия!" после каждой новости о локализации прикручивания колеса к комбайну Tucano. Нужно только отчётливо сознавать, что при этом позволить себе среднестатистическое российское домохозяйство сможет в лучшем случае один раз в жизни (при высоких ценах на нефть) только фольксваген поло, при жёсткой экономии на еде, одежде и всём прочем. И средняя зарплата в стране останется на уровне 300-400 долларов в месяц навсегда.

Если же россияне предпочтут зарабатывать 3000-4000 долларов в месяц, как в Западной Европе, Южной Корее, Японии, Штатах, жить в частных домах, а не в однокомнатных квартирах, то придётся ездить на отечественных автомобилях, летать на отечественных самолётах, ездить на отечественных поездах. Короче, перестать преклоняться перед латинской буквой и стать экономическими патриотами.

Других вариантов нет.