Антиутопия — это представление сообщества или общественного строя нежелательным, отталкивающим и даже пугающим. Одним словом неприемлемый критику или автору общественный строй. Так же является противоположностью утопии.
Авторы самых разных произведений на протяжении уже долгого времени используют антиутопию для своих сюжетов. У кого-то антиутопия служит лишь фоном для продвижения своих политических, экономических и других идей. Для других авторов, антиутопия нужна для того, что бы подчеркнуть положительные черты отдельных персонажей. Но в любом случае, антиутопия мало кого оставляет равнодушным.
Игры не стали исключением для этого жанра. Как только появились видеоигры, жанр антиутопии сразу же проник туда. Вспомнить тот же Fallout – антиутопия в постапакалиптичном мире.
Можно вспомнить большое множество игр с антиутопией или хотя бы присутствием его элемента, но лишь не многие западают в душу, и являются настоящими, хоть и антиутопичными, но живыми мирами.
Сегодня же посмотрим на два ярках представителя антиутопии в видеоиграх — Half-Life 2 и Cyberpunk 2077.
Антиутопия Cyberpunk 2077
Безусловно в «Киберпанк 2077» присутствует антиутопия. Можно даже сказать, что она является главным элементом игры. Человеческая культура не переживает кризис... она скорее его не пережила, и теперь люди представляются нам безпринципными, праздными и распутными существами, меняющие свои части тела на кибернетические импланты.
Города этого мира лишены эстетической красоты и представляются исключительно с практичной стороны. Награждение огромных человейников, наполненные наполовину людьми, а на вторую половину мусором, который никого даже не смущает.
На всех углах сверкает реклама продающая народу либо откровенно помойную еду, химозные напитки, кибернетические импланты и, разумеется, кекс. А народ, в свою очередь, всё это поглощает в промышленном масштабе. Ну, на то и расчет.
Казалось бы антиутопия удалась. Но есть одно большое «но»: я не верю в эту антиутопию. Везде происходят перестрелки, а в редких местах между этими перестрелками, люди живут спокойной праздной жизнью, пляшут в клубах, занимаются кексом, и попросту игнорируют тонны мусора на улицах своего города.
Обратим внимание, что внутреннее жильё людей вполне себе чистые, а выйти за порог — всё в мусоре. Я понимаю, если бы люди привыкли жить в мусорке, но тогда и в домах творился бы бардак. Но нет, тут идёт четкое разделение — тут должна быть идеальная чистота и красота, а везде вокруг можно и в сраче обитать. Странно выглядит это. Я бы сказал, театрально.
Антиутопия Half-Life 2
Другое дело антиутопия в «Half-Life 2» — наша с вами любимая планета подверглась экспансии со стороны внеземной цивилизации, именующей себя Альянсом. На Земле прошла семичасовая война, победителем из которой вышел внеземной Альянс. Армия человечества разгромлена, уничтожена и распущена. Инопланетяне развернули на нашей планете свою диктатуру.
Города потеряли свои названия, а получили номера. В одном из таких и происходят действия игры, в городе «City-17», то есть в городе номер семнадцать.
Как и полагается, город полностью контролируют силы Альянса, люди ходят строем даже на приём пищи, в которую, кстати, что-то подсыпают, если верить подавленным жителям Сити-17. В центре города, да и не только в центре, висит огромный проектор, который круглыми сутками вещает о том, что человечество как ребенок, а Альянс как родитель, который заботиться о своём ребенке. Мол, Альянсу, как родителю, лучше известно что человечеству, как его ребенку, нужно.
Население, разумеется, ходит в одинаковой робе; ходят строем; разговаривают шёпотом, так, чисто на всякий случай – вдруг лишнего случайно сболтнешь, а это услышат силы Альянса. Людей постоянно пытают, иногда даже просто для профилактики.
Тут нет праздного и распутного образа жизни, как в «Cyberpunk 2077». Люди тут не бездушные марионетки, которые только и делают что бухают и купаются в мусоре. Наоборот — видно, что у людей есть потенциал, который всеми силами подавляют. Не дают никому раскрываться и даже мыслить. Когда оказываешься в Сити-17, действительно можно почувствовать гнетущую атмосферу тоталитарного режима Альянса. Становится страшно представить, что такое могло бы произойти в реальной жизни.
Итог
Сравнивая антиутопию Киберпанка и Half-Life, я бы выбрал жизнь в Киберпанке. Он позиционирует себя как антиутопию, но там у тебя хотя бы будет собственный выбор чем заниматься, как и где жить. В мире Half-Life же, выберете вы город City-17 сами или его выберут за вас, но это лучший город из оставшихся...
И бонусный ролик на тему Half-Life: