Найти тему

Хэллоуиновские страшилки на русский лад

Оглавление
Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay
Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

В конце октября мир веселится и пугается одновременно - Хэллоуин во многих странах любимый праздник детей и взрослых. Считается, что стирается грань между миром живых и мертвых, ведьмы и прочая нечистая сила активизируются и надо задобрить их сладостями, напугать, чтобы весь год не мешали и жизнь не портили.

К нам этот #праздник тоже добрался, мы повсюду видим символику и образы – тыковки, ведьмочки. Стало интересно, а есть ли что-либо подобное у нас, в русской культуре?

Тема занятная, есть что почитать. У меня на столе чудесная книга «Русские суеверия» Марины Никитичны Власовой, известного петербургского ученого, автора исследований в области #фольклористики. Это своеобразная энциклопедия, где собраны развернутые статьи о домовых, леших, водяных, русалках и прочей нечистой силе.

Ведьма – не только хэллоуиновский персонаж

Все мы помним киношных симпатичных ведьмочек в остроконечных шляпах, летающих на метле на фоне огромной луны. А что у нас? У нас традиционный облик #колдующей ведьмы – женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, она стремительно летит на помеле, хлебной лопате или иной хозяйственной утвари. В некоторых районах России считали, что обликов у ведьмы двенадцать, может обернуться и в свинью, и в чурбак. А в образе сороки ведьмы летают на шабаш и луну крадут.

На Руси верили, что ведьмы бывают «прирожденные» и «ученые», то есть, «ведающие» по праву рождения или обучившиеся у другой ведьмы или получившие знания у нечистой силы. Ведьма могла с нечистой «скликаться» и служили ей черти.

В записях фольклористов сохранились былички. Например, такая: «Жила в селе колдунья, выйдет на перекресток, кричит истошно: «Эй, Микитка, чертов сын, выходи на работу!» Нечистая сила ей откликается, а она ей работу дает. Бывало, кто по той дороге едет, сейчас же в сторону воротит, а то либо сам ногу сломает, либо ось пополам, гужи лопнут, либо какое другое несчастье случится».

Художник Игорь Майков (Латвия). Картинка отсюда: https://slavikap-2.livejournal.com/889762.html - Вполне себе европейская ведьмочка-волшебница.
Художник Игорь Майков (Латвия). Картинка отсюда: https://slavikap-2.livejournal.com/889762.html - Вполне себе европейская ведьмочка-волшебница.

Особенно опасны ведьмы в дни больших календарных праздников – в периоды солнцеворотов, на Пасху, Иванов день, - это дни «ведьминых разгулов», они «хитруют», колдуют, стараются унести что-нибудь из чужого двора.

Область человеческих чувств всегда считалась подвластной ведьмам. Люди верили, что наговорить, напустить болезни и порчи колдунье легко. Случалось, что не только простолюдины попадали в козни, но и духовенство с высшими властями «слепо верили волшебству». История сохранила судебные дела над крестьянками, что желали опоить изменника-мужа или же навести на чужой род и землю «моровое поветрие».

Узнать, кто ведьма, можно было во время больших праздников. Верили, что ведьма обязательно придет к началу пасхальной службы и постарается коснуться священника, а на возглас «Христос Воскрес!» повернется задом к иконам. В некоторых областях говорили, что ведьму можно увидеть, если прийти к обедне, одевшись во все новое, будет она стоять спиной к алтарю, лицом к выходу.

Ведьма в русском фольклоре персонаж страшный, нелюбимый, тяжко от нее. Пожалуй, только Баба Яга в сказки прочно переселилась, но и она большой любви не вызывает, хоть иногда и помогает героям, выдержавшим ее испытания. И появляется она часто в новогодних утренниках, дети ее давно не боятся.

Источник картинки: Яндекс Картинки. Авторство установить не удалось.
Источник картинки: Яндекс Картинки. Авторство установить не удалось.

«СтрашнЫе» вечера на Святки

Время, когда можно было поиграть с нечистой силой, в праздничном календаре все же присутствовало. Это Святки – от Рождества до Крещения. И часто проводили «СтрашнЫе вечера».

Собирались на посиделки, играли, сказки рассказывали, гадали, чудили. Колядовали в шубах, вывороченных да в масках с рогами, мазали лица сажей, чтоб черней быть. Верили, что нечисть наглеет, даже на посиделки является. И тогда уже в играх, с гиканьем, выгоняли ряженую нечистую силу из дома, что имело магический смысл – дом в безопасности, дорога Новому году расчищена.

Детей не рядили в «страшное» - боялись. К детям отношение было трепетное. С самого рождения младенца, а особенно, пока некрещен, старались защитить, уберечь. Призывали бабку-ведунью, которая читала заговор от похищения злыми духами: «На море-окияне, на острове Буяне, подле реки Иордана, стоит Никитий, на злых духов победитель…» и так далее про то, как окаянных, зловредных надо «громами посечь и в преисподней стеречь».

Считалось, что ребенка надо обязательно перекрестить перед сном. Запрещалось вечером ругать чадо. Если же не перекрестить или сказать что-либо в гневе – придет нечистая и обменяет. Хорошо, если на человека, может и полено подложить. И будет такой обмененок ни жив, ни мертв. Обменята становились ленивыми, непослушными и «не обнаруживали признаков разума». Кто же захочет такого своему ребенку? Вот и не рядили детей в чертей на праздники.

Изображение Vinzenz Lorenz M с сайта Pixabay
Изображение Vinzenz Lorenz M с сайта Pixabay

Святочные дни у нас впереди, готовимся! А #Хэллоуин, вот он, близко. Будем ли праздновать, нет ли – все равно интересно, другая #культура. Проявляется только у нас непраздничным образом, на свой лад, об этом писала здесь. Взаимодействие с #неведомым миром отражаются в различных праздничных традициях по-своему, и всегда радует, когда праздников много, хороших и разных. И не страшно ни капельки.