Найти в Дзене
Макс Балу

Смотрите кино, заказываете такси и храните файлы на сервисах одной компании? Поздравляем, вы в экосистеме

Еще пару лет назад в крупном российском городе мы ловили такси, сигналя водителю рукой или набирая по телефону одну из знакомых служб. Сериалы мы предпочитали смотреть либо на пиратских сервисах, либо по программе телевизионных каналов. Ну а за продуктами нам приходилось ходить самостоятельно даже в проливной дождь. Сейчас для того, чтобы получить большинство необходимых нам услуг, не нужно каждый раз старательно искать компанию по отзывам в поисковике или расспрашивать знакомых. За доставкой из ресторана, новым учебным курсом и даже билетами на самолет достаточно обратиться к одной из пяти компаний-гигантов: «Сбербанк», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС. У каждой из них есть своя экосистема – набор интегрированных партнерских сервисов на все случаи жизни. У “Яндекса” – Яндекс. Такси, Яндекс. Лавка, Яндекс. Практикум, Кинопоиск. У “Mail.ru Group” – Юла, Maps.me, Delivery Club. У “Тинькофф” – Тинькофф АЗС, Тинькофф Путешествия, Тинькофф Образование. Иначе говоря, наша комфортна

Еще пару лет назад в крупном российском городе мы ловили такси, сигналя водителю рукой или набирая по телефону одну из знакомых служб. Сериалы мы предпочитали смотреть либо на пиратских сервисах, либо по программе телевизионных каналов. Ну а за продуктами нам приходилось ходить самостоятельно даже в проливной дождь.

Сейчас для того, чтобы получить большинство необходимых нам услуг, не нужно каждый раз старательно искать компанию по отзывам в поисковике или расспрашивать знакомых. За доставкой из ресторана, новым учебным курсом и даже билетами на самолет достаточно обратиться к одной из пяти компаний-гигантов: «Сбербанк», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.

У каждой из них есть своя экосистема – набор интегрированных партнерских сервисов на все случаи жизни. У “Яндекса” – Яндекс. Такси, Яндекс. Лавка, Яндекс. Практикум, Кинопоиск. У “Mail.ru Group” – Юла, Maps.me, Delivery Club. У “Тинькофф” – Тинькофф АЗС, Тинькофф Путешествия, Тинькофф Образование.

Иначе говоря, наша комфортная жизнь теперь выглядит так: каршеринг «Яндекс.Драйв» пользуется навигатором «Яндекса», а в него встроен голосовой помощник “Алиса”.

Популярность компаний, который предлагают нам экосистемы растет с рекордной скоростью. Например, в 2020 году выручка цифровых экосистем «Яндекса», «Сбера» и Mail.ru Group выросла примерно на 24% и составила почти 400 миллиардов рублей.

Получить лояльных клиентов экосистемам было несложно: ведь у гигантов изначально был большой потенциал. У того же «Сбербанка» – 96 миллионов клиентов, а у «Яндекса» – более 40 миллионов пользователей (по данным LiveInternet).

Достаточно было показать нам, клиентам, что интегрированные сервисы проще, доступнее и демократичнее. Теперь нам не нужно каждый раз

вводить логины и пароли. Внутри одной компании сервисы узнают нас по клиентскому ID. А еще во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов – то есть больше никакого часового зависания на линии в ожидании оператора.

Не говоря уже о том, что гиганты за счет масштаба предлагают нам более привлекательные условия, чем частники. Например, подписка на Amazon Prime – равно бесплатная доставка, бесплатные образцы продукции, медиатека, музыкальный сервис и даже фотобанк.

Но не подумайте, что выгода только на стороне потребителя. Внутри экосистемы гигант получает больше клиентов и продает больше товаров и услуг. Мы приходим к нему за доставкой еды, а уходим с доставкой продуктов и курсом по здоровому питанию.

Цель цифрового гиганта – наращивать свою долю рынка. Поэтому так важно следить, чтобы “Яндекс”, “Тинькофф” или “Сбербанк” не злоупотребляли весом на рынке для ограничения конкуренции.

Не стоит забывать и о проблеме безопасности данных. Ведь любая экосистема собирает огромное количество информации о клиенте. Значит, в какой-то момент данные паспорта или кредитной карточки могут оказаться под угрозой.

Помните, что вы вправе выбирать любую экосистему, но нужно быть предельно внимательными. Для компании мы и наши данные – только бизнес и возможность заработать большую прибыль.

Признавайтесь: а какими экосистемам пользуетесь вы?