Фильмы, сериалы и телешоу — один из главных способов отвлечься от насущных проблем и расслабиться. Во многом это происходит из-за развлекательной составляющей контента, который предлагают зрителю. Организатором досуга для жителей планеты были радио, телевизоры, видеокассеты и диски. Но с ростом аудитории интернета открылась новая ниша. Теперь пользователи глобальной паутины могут посмотреть любимые сериалы и фильмы, оставаясь онлайн.
Изначально может показаться, что успех подобных предприятий возможен из-за ужесточившейся борьбы с пиратством. Но реальность гораздо более сурова: мультимедиа-компаниям часто даже помогает наличие торрентов и обилие незаконного контента. Пиратские сайты — это отличная фокус-группа, и умение прислушаться к пожеланию пользователей часто становится основой успеха.

Говоря о крупных современных мультимедиа-компаниях, нельзя не выделить Netflix как одного из крупнейших поставщиков фильмов и сериалов в мире. Её аудитория в 2014 году достигла отметки 50 млн пользователей. Многие ведущие издания называют Netflix самым успешным распространителем потокового мультимедиа в истории.
Компания была основана в 1997 году Ридом Хастингсом и Марком Рандольфом. Легенда о том, что идея пришла в голову Риду, когда он оплачивал штраф за невовремя возвращённый в видеопрокат фильм, официально не подтверждена ни одним из основателей.
Предприниматели начали бизнес вместе, но более значимую роль в становлении компании, несомненно, сыграл Хастингс, будучи не только хорошим специалистом, но и отличным бизнесменом. Оба основателя не были новичками в ИТ-сфере. До этого Рид основал компанию Pure Software, проданную в 1997 году за $700 млн. Рандольф был в ней одним из ведущих специалистов.
Однажды Рид и Марк заметили на рынке видеопроката свободную нишу, связанную с неудобством существующих салонов и сервисов. Задумавшись над этим, будущие основатели Netflix принялись за создание более удобного метода проката фильмов и сериалов. Модель работы была построена таким образом, что, пользуясь услугами сервиса, человек мог взять напрокат фильм. Для того чтобы получить диск, не нужно было идти в магазин или офис — все легко оформлялось при помощи почты и банковских платежей. Стоимость одной недели составляла $4, еще $2 взимали за отправку по почте. Чтобы защититься от нечестных клиентов, Netflix позволяла брать новые диски только после возвращения старых.
Обеспечить финансовую сторону запуска такой компании предприниматели смогли при помощи денег, вырученных за продажу Pure Software. Хастингс инвестировал в проект около $2,5 млн. Изначальной аудиторией Netflix стали жители США.
Почти год ушел у основателей на то, чтобы утрясти все необходимые формальности и подобрать персонал. Netflix официально начала работать в августе 1997 года. Изначальный штат компании составил 30 человек, в прокате имелось не более 900 дисков.
Одним из преимуществ Netflix было то, что на сайте постоянно появлялись обзоры новинок, выпускались анонсы, в общем, делалось все, чтобы привлечь клиентов. Еще одним методом увеличения аудитории стал выпуск в аренду самых топовых и интересных видео. Таким образом компании удалось за неделю сбыть более 10 тысяч копий свидетельств Билла Клинтона в громком деле Левински, повлекшем попытку импичмента президента США.
В дальнейшем умение прочувствовать тренд не раз выручит Netflix. В начале пути компании пришлось столкнуться с несколькими проблемами, которые могли ее уничтожить. Первая из них — это доставка дисков в целости и сохранности при помощи почты. Все дело в том, что почту сортируют специальные машины, работающие с огромным количеством писем, и не факт, что диск вынес бы такой вид сортировки. Поэтому Netflix следовало придумать, каким образом можно сохранить свой продукт.Началась разработка уникального конверта — было создано около 150 версий из разных материалов. Остановились на варианте из плотной бумаги со специальной перегородкой, которая защищала диск от повреждений.
Кроме того, на рынке существовало несколько крупных конкурентов, среди которых выделялась сеть Blockbuster с годовой выручкой до $5 млрд. Они пока не работали онлайн, но могли начать — и легко стереть начинающий бизнес в порошок. Хастингс понимал, что в таких условиях нужно действовать быстро. Чтобы привлечь на сайт аудиторию, основатели принялись за создание специальных акций для пользователей. В первый год работы между клиентами разыграли поездку в Лос-Анджелес, а тем, кто брал в прокат больше двух дисков, предоставили скидку 30%.
Таким же образом решалась еще одна проблема компании в первый год существования — низкий процент пользователей DVD. В итоге компания пошла излюбленным путем — бонусы клиенту. Для этого был заключен договор с японской компанией Toshiba: каждый покупатель ее проигрывателей на территории США получал бесплатный прокат трех дисков. Так компания увеличивала не только число пользователей DVD, но и собственную аудиторию.
К 1999 году Netflix выросла до 110 человек в штате и более чем 250 тысяч дисков. Во многом это связано с полным отказом от онлайн-продаж, где пришлось бы конкурировать с Amazon и другими гигантами. Netflix оставалась на рынке онлайн-проката, что, по мнению руководства, было гораздо перспективнее.В дальнейшем умение прочувствовать тренд не раз выручит Netflix. В начале пути компании пришлось столкнуться с несколькими проблемами, которые могли ее уничтожить. Первая из них — это доставка дисков в целости и сохранности при помощи почты. Все дело в том, что почту сортируют специальные машины, работающие с огромным количеством писем, и не факт, что диск вынес бы такой вид сортировки. Поэтому Netflix следовало придумать, каким образом можно сохранить свой продукт. Началась разработка уникального конверта — было создано около 150 версий из разных материалов. Остановились на варианте из плотной бумаги со специальной перегородкой, которая защищала диск от повреждений.
Кроме того, на рынке существовало несколько крупных конкурентов, среди которых выделялась сеть Blockbuster с годовой выручкой до $5 млрд. Они пока не работали онлайн, но могли начать — и легко стереть начинающий бизнес в порошок. Хастингс понимал, что в таких условиях нужно действовать быстро. Чтобы привлечь на сайт аудиторию, основатели принялись за создание специальных акций для пользователей. В первый год работы между клиентами разыграли поездку в Лос-Анджелес, а тем, кто брал в прокат больше двух дисков, предоставили скидку 30%.
Таким же образом решалась еще одна проблема компании в первый год существования — низкий процент пользователей DVD. В итоге компания пошла излюбленным путем — бонусы клиенту. Для этого был заключен договор с японской компанией Toshiba: каждый покупатель ее проигрывателей на территории США получал бесплатный прокат трех дисков. Так компания увеличивала не только число пользователей DVD, но и собственную аудиторию.
К 1999 году Netflix выросла до 110 человек в штате и более чем 250 тысяч дисков. Во многом это связано с полным отказом от онлайн-продаж, где пришлось бы конкурировать с Amazon и другими гигантами. Netflix оставалась на рынке онлайн-проката, что, по мнению руководства, было гораздо перспективнее.
В этом же году претерпела изменения схема работы сервиса. Вместо недельной аренды была введена месячная, при этом компания продолжила предлагать своим клиентам разнообразные акции. Каждый желающий мог взять на месяц 4 DVD-диска всего за $15,95. Учитывая правильный подбор контента, желающих было хоть отбавляй. За один день в 1999 году Netflix получала более 100 тысяч заказов.
Кроме того, компания смогла привлечь инвестиции в размере $30 млн от Arnault Group. Полученные средства были использованы для рекламы сервиса, что, по мнению аналитиков, стало важным шагом для дальнейшего роста и доминирования компании в отрасли.

В начале 2000 года Netflix представила систему для рекомендации фильмов, получившую название Cinematch. Система анализирует предпочтения пользователей сайта и советует интересные для них фильмы, чем существенно упрощает выбор. В этом же году были достигнуты соглашения с Warner Home Video и Columbia Tristar. Согласно сделке, Netflix получала первоочередное право на размещение у себя продуктов кинокомпаний за долю от прибыли.
В том же 2000 году появилась специальная служба, работники которой проверяли наличие царапин на диске путем просмотра возвращенных из проката фильмов. Таким образом услуги компании должны были всегда оставаться на высоком уровне.
Постепенно набирает обороты новая опция сервиса — онлайн-подписка, разработанная в 1999 году. Изначально ее стоимость составляла $19,95 в месяц за четыре диска, при этом не было никаких временных ограничений и пользователь мог взять диски напрокат хоть на год. Для новых клиентов была пробная подписка на шесть дней — этого времени, по мнению Хастингса, было вполне достаточно, чтобы оценить преимущества сервиса.
Быстрорастущей компании не помешали даже события 11 сентября 2001 года. Шокированное произошедшим американское общество предпочитало проводить время дома, так что количество пользователей стало стремительно увеличиваться.