Этот человек был ювелиром, художником, скульптором, резчиком по дереву, гравировщиком, режиссером, математиком, инженером, изобретателем и архитектором. Он прекрасно знал латынь, античных и современных авторов, разбирался в законах и политике (да, политиком он тоже был, занимал выборные должности и выполнял ответственные поручения Флорентийской республики), короче — был нормальным человеком эпохи Возрождения.
Вот представьте вопрос нашему современнику: "А ты знаком с гением?". Что бы вы ответили? — "Да где же его взять?". А во Флоренции XIV-XV веков количество гениев на душу населения было фантастически велико. Эпоха Возрождения — удивительное время.
Брунеллески родился в 1377 году. Его отец был состоятельным нотариусов и дипломатом, а мать принадлежала к знатному семейству Спини. Естественно, сын должен был продолжить дело отца, но так уж получилось, что совсем юный Брунеллески хотел заниматься искусством. И — что значит Возрождение! — еще совсем недавно считалось, что дети обязаны следовать ремеслу отцов, но уже ранний Ренессанс дал возможность юным итальянцам идти своим путем. И почтенный нотариус принял решение сына.
Брунеллески обучался ювелирному делу, лепке, рисунку, живописи... Очень скоро он был признан замечательным ювелиром и, как часто бывало с ювелирами, выполнял еще и скульптурные работы. Вот одна из этих работ — св. Иероним.
Эта работа была создана незадолго до того, как во Флоренции объявили конкурс на создание ворот для баптистерия. Об этом я уже писала.
Брунеллески вышел в финал конкурса и даже разделил победу с Гиберти, вот только делить победу он не желал, так что уехал в Рим, оставив Гиберти делать врата самостоятельно. Вместе с ним в Рим отправился его друг Донателло.
Вот, кстати, к вопросу о гениях: Гиберти, Брунеллески, Донателло — сразу три гения одновременно. А ведь ими дело не ограничивалось.
Чем можно заняться в Риме?
Брунеллески занялся раскопками. И не просто раскопками. Его интересовало архитектурное наследие Рима. Что строили римляне. Как они строили. Он составлял планы как целых строений, так и отдельных их частей. Он интересовался, как разные строения соотносятся друг с другом — изучал общее архитектурное пространство. Он пытался реконструировать руины. И проникался духом античности, возможно, больше чем кто-либо из его современников и последователей.
Спрашивается, а на что он тогда жил? Раскопки дело дорогое, вряд ли можно было безрассудно тратить отцовское состояние на подобные действия.
А он и не тратил. Он был прекрасным ювелиром, так что периодически брал заказы, а заработанные средства тратил на жизнь и исследования античной архитектуры.
Сохранилось ли что-то из его ювелирных работ?
Нам никогда этого не узнать, но вряд ли. Ювелирные работы очень недолговечны. Нехватка денег и вот — заказчик расплавляет шедевр, превращая его в звонкую монету.
Обычно говорят, что после соперничества с Гиберти Брунеллески навсегда отказался от скульптуры и обратился к архитектуре, но это не совсем так. И после 1402 года он создавал скульптурные работы — в том числе из дерева.
Да, деревянная скульптура обычно ассоциируется с Северным Возрождением, а тут Италия — и вот... Эти два распятия были созданы двумя друзьями — Донателло и Брунеллески. Слева работа Донателло — она появилась раньше. Считается, что вторая работа появилась в результате неофициального соревнования Брунеллески с другом. Он счел работу Донателло грубоватой, крестьянской и создал свое распятие. Кстати, это было первое изображение Иисуса, полностью обнаженного, без набедренной повязки. Считается, что Брунеллески одержал верх.
Еще была деревянная Мадонна, вот только она сгорела еще в XV веке.
А потом была работа, которая принесла Брунеллески великую славу и стала символом Флоренции и республики.
Дело в том, что еще в конце XIII века во Флоренции началось строительство собора Санта Мария дель Фьоре. Строительство шло с перерывами — то денег нет, то мастер умер от старости, то и вовсе чума — когда натолкнулось на проблему, которая оказалась посерьезнее прежних. Над собором требовалось возвести купол, но... как?! В те времена возводить большие купола не умели.
Да, древние римляне умели. Визайнтийцы умели. А вот жители средневековой и ранневозрожденческой Европы нет.
К тому же оказалось, что при строительстве собора были допущены некоторые ошибки, а что вы хотите при таком длительном строительстве и смене мастеров! При этом диаметр будущего купола был 42 м.
В 1380 году Флоренция объявила конкурс — кто сможет спроектировать и построить купол собора?
Никто не откликнулся. Мастера не знали, что делать.
Все свое детство Брунеллески слышал споры о куполе собора. Когда ему было около 20 лет, он впервые задумался, а как можно было бы осуществить это строительство.
В 1418 году вновь был объявлен конкурс на проект строительства купола. При этом было выдвинуто обязательное требование — купол должен был возводиться без лесов, так как, во-первых, как возвести леса на такой высоте, а, во-вторых, денег все равно нет!
Проектов было много, некоторые были совершено фантастичными (к примеру, насыпать внутри собора земляной холм, по нему выложить купол, а потом разобрать холм — нет, не надо смеяться, люди старались). И, вы не поверите, но в конкурсе вновь участвовал Гиберти, а потом проекты Гиберти и Брунеллески вышли в финал.
Правда, на этот раз Брунеллески не стал никуда уезжать, потому что вся основная работа, все инженерные решения, изобретения приспособлений для строительства и подъема строительных материалов на высоту делал именно он. В технике Гиберти сравниться с ним не мог, да и не было у него времени — он делал первые врата баптистерия.
А технические идеи Брунеллески вызвали у флорентийцев настоящий переворот в сознании! Человек, который до этого было известен только как ювелир и скульптор, должен был создать чудо.
И создал. Строительство длилось 15 лет. Ну, вы понимаете, то денег не было, то еще чего-то. Купол Брунеллески стал первым и очень большим шагом от Средневековья к Возрождению. Это вообще первый купол Ренессанса.
Хотя вы можете сказать, что это не купол, а шатер, но... все же купол. Он до сих пор самое высокое строение Флоренции. Он навсегда изменил облик города, стал его символом. Много позже Микеланджело скажет об этом: "Очень трудно сделать так же и невозможно сделать лучше".
Если бы Брунеллески не сделал ничего кроме этого купола и тогда можно было бы сказать, что он один из отцов Возрождения, заслуживший бессмертную славу. Но он строил и многое другое. Причем иногда одновременно.
Вот здание Приюта невинных или Воспитательного дома для подкидышей все в той же Флоренции (строился в то же время, что и купол).
Нет, это не древний Рим, оживший во Флоренции — это прекрасная Греция.
Или вот — капелла Пацци.
Так получилось, но далеко не все проекты Брунеллески удалось довести до конца и не по его вине. Вечные как мир слова "Денег нет!" остановили реализацию не одного проекта.
А кроме строительства Брунеллески ставил еще и флорентийские праздники и создавал театральные машины, позволяющие летать ангелам (актерам, конечно). Устраивал розыгрыши (и, пожалуй, об этом стоило бы рассказать отдельно). Занимался политикой. Поскольку он принадлежал к обеспеченной семье, то регулярно избирался в Совет дель Пополо, в Совет дель Коммуне, а в 1425 году два месяца (так было по закону) входил в правительство Флоренции, будучи избран приором республики.
Были ли у него неудачи?
Были. И связаны они были с политикой и инженерным делом одновременно. Дело в том, что Флоренция пыталась захватить город Лукку, что привело к образованию союза против Флоренции нескольких городов. Да и войска Флоренции терпели поражения. В ходе осады Лукки даже появилась идея затопить город, чтобы принудить к сдаче. Брунеллески должен был осуществить работы по затоплению, вот только что-то пошло не так и затопленной оказалась не Лукка, а лагерь осаждающих.
В общем, с Луккой ничего не вышло, а флорентийцы обвиняли в поражении Брунеллески. Да и характер великого мастера начал портиться — он везде видел завистников и врагов. Возможно, причина была в стремительно нарождающейся во Флоренции бюрократии. Брунеллески мало строил для частных лиц, в основном его заказчиком была республика, так что он постоянно должен был отвечать перед множеством комиссий, вновь и вновь проходить через конкурсы и делать отчеты. Что — слова "комиссия, отчеты и конкурсы" вызывают у вас дрожь? Вы спрашиваете: "А когда же работать?!" Вот и у Брунеллески периодически сдавали нервы. Если же вспомнить, что специалисты в комиссиях и контролирующих органах появлялись редко, и отчитываться, как правило, приходилось перед людьми, которые мало что понимают в деле, то не удивительно, что мастер все время был на взводе и сомневался в окружающих людях.
Он умер 16 апреля 1446 года и, конечно, был с почетом похоронен в соборе Санта Мария дель Фьоре. Сохранилась его посмертная маска.
В 1972 году были обнаружены его останки. Как и писали до того современники и потомки, он был мал ростов и тщедушен, с достаточно крупно головой. Но этот маленький, тщедушный и некрасивый человек создал прекрасные и грандиозные постройки.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1
Путеводитель по каналу. Часть 2
Путеводитель по каналу. Часть 3
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки