По миру идёт четвёртая волна коронавируса. Это факт: 25 октября в мире было зарегистрировано почти 340 тысяч новых заражений. Ещё пять с половиной тысяч человек умерли. С каждым днём цифры всё увеличиваются, и дело не только в сезонности — вирусы умеют мутировать и адаптироваться к нашим системам защиты организма.
Например, совсем недавно в Великобритании был зарегистрирован новый штамм «короны»: AY.4.2. Его распространённость отразилось на заболеваемости: Соединённое Королевство сейчас занимает четвёртое место по количеству заболевших. Объяснить, что это за штамм, откуда он взялся и стоит ли беспокоиться, нам поможет доклад Мэтью Бэштона и Дэррена Смита, специалистов университета Нортумбрии:
Наша команда [...], работающая в рамках Cog-UK — британского консорциума, который занимается секвенированием геномов образцов SARS-CoV-19, чтобы увидеть, как меняется вирус, — только что провела секвенирование двух образцов, связанных историей путешествий в Индию. То, о чем мы сообщили коллегам из Cog-UK, на следующей неделе было классифицировано как B.1.617.2, одна из трех основных подлиний B.1.617, которая позже была названа Всемирной организацией здравоохранения «дельта».
AY — это дальнейший эволюционный шаг вперед: все AY-штаммы являются подлиниями дельта-штамма. В настоящее время идентифицировано 75 вариаций AY, и случаи заболеваемостью одной из них (AY.4) неуклонно растет в Великобритании в течение последних нескольких месяцев: на данный момент он составил 63 процента новых случаев заболеваний за последние 28 дней.
Учёные до сих пор не уверены, дают ли мутации AY.4 реальное преимущество, или увеличение частоты встречаемости этой линии просто объясняется так называемым эффектом основателя:
Эффект основателя — это когда подмножество вирусов отделяется от общей вирусной популяции и затем размножается в изоляции. Таким образом, в области, где находятся отделившиеся вирусы, все последующие вирусы будут потомками этого подмножества.
Иногда для того, чтобы определенная форма вируса стала доминирующей, она не обязательно должна быть лучше других — она просто должна оказаться в нужном месте в нужное время. Учитывая то, что AY.4 стал доминировать в Великобритании, он вполне может обладать селективным преимуществом:
Это подводит нас к AY.4.2 — подлинии AY.4, которая впервые была отмечена в конце сентября, хотя, судя по всему, в Великобритании она появилась примерно в июне. Он определяется двумя дополнительными генетическими мутациями, Y145H и A222V, которые влияют на пепломеры [...] Вирус AY.4.2 неуклонно размножается: на его долю приходится около 9 процентов случаев заболевания в Великобритании за последние 28 дней. Он также был замечен в нескольких европейских странах: Дании, Германии и Ирландии.
Дают ли две мутации этого вируса селективное преимущество? Пока неясно: A222V был ранее замечен в прошлом году в штамме B.1.177, который возник в Испании и затем, скорее всего, распространился по Северной Европе отдыхающими.
Исследование, посвященное этому, пока не прошло официальное рецензирование, поэтому мы должны относиться к его результатам с осторожностью. Возможно, что мутация Y145H может дать вирусу еще большую способность ускользать от иммунитета. Но есть один нюанс: AY.4.2 так и не смог закрепиться в Германии и Ирландии, хотя и задержался в Дании. Это говорит о том, что ее способность обходить иммунитет не выше, чем у дельта-штамма.
Даже несмотря на то, что новый штамм вируса пока не бушует в России, к своей безопасности надо подходить с особой тщательностью. Если результаты подтвердятся и новый штамм действительно является более заразным, то нам придётся принять все меры по обеспечению безопасности и не допустить пятой волны. Помимо локдаунов и каникул, хорошим подспорьем в борьбе с вирусом будет социальное дистанцирование, маски, антисептик и, конечно же, прививка — только так мы сможем быстрее вернуться к нормальной жизни!