Найти тему
Pravoslavie.wiki

О цели христианской жизни

Позади век атеизма. Много было уничтожено священников, верующих людей и святынь. А те немногие, что остались, пытались, как могли, сохранить веру и церковь. Не имея духовного руководства священников, люди выражали свою веру по своему усмотрению. Так церковь обросла непонятными легендами и суевериями. Наибольшей радостью тех безбожных времен было побывать на Литургии и причаститься Христовых Тайн. Единственной целью православных христиан стало только сохранение веры и церкви.


И сейчас, когда возрождаются храмы, монастыри и православные приходы, немногие понимают смысл христианской жизни. Дореволюционная болезнь обрядоверия, когда церковная служба и сама вера превратились в традицию, смысла которой уже никто не понимал, и безбожное столетие почти полностью затерли истинное понимание православия. Креститься, молиться, ходить в храм на церковные службы, венчаться, подавать милостыню, – обо всем этом проповедуют наши священники с амвона, называя это главной целью православной жизни. Но так ли это?

Слава Богу, сохранилась до наших дней запись беседы Серафима Саровского, великого русского старца, с Н. А. Мотовиловым - именно о цели христианской жизни. Чудом можно считать само издание этой беседы. Сергей Александрович Нилус, русский духовный писатель, писал, как трудно давалась ему расшифровка этой рукописи. Он нашел это «сокровище» на чердаке среди пыли, голубиных перьев и помета. Почерк был настолько корявым и неразборчивым, что довел писателя до отчаяния. Только молитва к самому Серафиму Саровскому открыла способность распознать непонятный почерк. Удивительно, что это случилось накануне прославления преподобного старца.

Оказывается, что даже в те далекие времена цель христианской жизни была неясна для большинства, а только тем, кто мог вместить глубину этого понятия. Имеющие пытливый ум ходили по монастырям и старцам в поисках ответа на этот волнующий многих вопрос. Николай Мотовилов как раз был из таких. С 12 лет он искал ответа. И за труды его - Господь не только ответил устами великого старца, а еще и явно дал почувствовать на собственном опыте благодать Духа Святого.

Как известно из жития, преподобный Серафим Саровский много раз за свою жизнь был удостоен посещения Божьей Матери и самого Христа. Благодаря подвижнической жизни он познал многие тайны Божии. Батюшка Серафим поведал, что целью жизни православного христианина является стяжание (приобретение) Духа Святого. А молитва, милостыня, пост - это только обязательные средства для совершения этого стяжания.

При этом старец сравнивает приобретение благодати с получением прибыли в торговле. Как купцы торгуют тем товаром, что приносит большую выгоду, так и христианин должен пользоваться теми средствами, которые приносят наибольшую «духовную прибыль». Для кого-то - это пост, кому-то – бдение, для некоторых – милостыня. Причем благодатную прибыль дают лишь дела, совершаемые ради Христа! «Кто не собирает со мной, тот расточает», - говорит Христос в Писании.

Наиболее удобным и обязательным средством стяжания Святого Духа преподобный считает молитву. Молитва – это единственное «внутреннее» делание, для которого не важны внешние условия. Для поста и бдения – нужно здоровье, для труда – возможности, а для молитвы - лишь добрая воля христианина.

Николая Александровича очень интересовал вопрос: «Как распознать присутствие Духа Святого?» Старец приводил много примеров из Писания и Предания, но никакие из них не смогли однозначно дать Мотовилову ответ на этот вопрос. Тогда великий старец явно дал любопытному собеседнику почувствовать на себе присутствие Духа Божия, при этом указывая своими вопросами на что обратить внимание в своем состоянии: спокойствие, мир душевный, жар в теле (несмотря на зиму и снегопад), ясность ума.

Также старец Серафим поведал, что стяжение Духа Святого помогает уже в этой жизни. Во-первых, самому себе дает: мирное состояние в любых житейских невзгодах; физический комфорт: зимой – тепло, в жару – прохладу; достаток (пропитание, одежду, жилье). Во-вторых, стяжавший благодать преображает всех вокруг. «Стяжи Дух Мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил Саровский Чудотворец.

И, конечно же, то, что всегда и несомненно дает присутствие Духа Святого – это возможность общения с Богом, возможность быть всегда Им услышанным. Только старец настоятельно советует не просить того, в чем не нуждаешься. Утверждая, что Господь, конечно, выполнит просьбу, но это – непочтение.

Итак, цель христианской жизни – стяжание Духа Святого Божьего. Любое доброе дело, совершаемое ради Бога, дает нам эту благодать. Совершать лучше те дела, которые приносят больше «духовной прибыли». Молитва – обязательное дело каждого христианина. Благодать Святого Духа, накопленная нами, преображает нас, нашу жизнь и всех окружающих. И, конечно же, это открывает нам врата Царства Небесного, как тем мудрым девам, что взяли светильники и масла, дождались Жениха в полночь и вошли с Ним на брачный пир (Мф. 25:1-13).

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Читайте также: Молитва прп. Серафиму Саровскому