Я открыла дверь класса.
Много лет подряд меня учили бигайскому языку. Теперь я могла говорить, писать иероглифы, читать. Моими учениками стали школьники, как мне сказал администратор, они только начинали учить язык.
Дети внимательно смотрели на меня. Я поприветствовала их. Они поздоровались со мной в ответ.
Я подумала, что некоторые из них знают несколько слов на бигайском.
- Расскажите мне, - попросила я учеников, - какие предметы в школе вам нравятся, что вы любите, а что нет.
Наверно, это слишком трудный вопрос для начинающих, но вдруг кто-нибудь справится, - подумала я и посмотрела на Ладлику, сидящую рядом со мной. Она начала говорить.
От первых ее трех фраз я застыла. Как она говорила! Тон, интонации, произношение, словно девочка всю жизнь провела на острове Бигай. А я там ни разу не была! Ладлика рассказала, что действительно много общалась с бигайцами, а ко мне пришла продолжать учиться дальше.
Следующий мальчик – Нигай говорил еще лучше, но если первую девочку я хотя бы понимала, то второго…. только отдельные слова и фразы. Но разве я могла признаться ему в этом? Нет, я кивала, создавая видимость, что мне понятно все, что он говорит. Язык остальных учеников был еще сложнее. Где же они так хорошо его выучили?
Оказалось, на острове Бигай! Дети рассказали, что все они ходили в бигайские школы, но по разным обстоятельствам им пришлось покинуть остров.
Что с ними делать дальше, чему их учить? Этот вопрос загнал меня в тупик.
Я взглянула на материал, приготовленный для урока, и мне стало смешно. Примитивные песенки, пара слов и фраз….. Нет, этой группе даже глупо предлагать такое!
Когда последний мальчик закончил свой монолог, я немного рассказала о себе.
Дети засмеялись. Я не могла понять, в чем дело. Вроде говорила без ошибок, следила за каждым словом. Ну что тут смешного?!
Они перешептывались, а потом Ладлика вдруг закричала:
- У вас забавный акцент, учительница Лита! Мы так не умеем!
И она начала коверкать бигайские слова, чтобы говорить так же, как я. Остальные дети повторяли за ней и хохотали. Я не знала, куда деваться от стыда.
- Ой, учительница Лита, - сказала Нигерь, еще одна девочка из моей группы, - у вас лицо красное!
Я поняла, что выгляжу совсем глупо: краснею, переживаю, а они продолжают смеяться. У меня в руках был белый шарик, я сжала его, и мне стало немного легче. Странно, откуда он у меня появился?
На двери висело зеркало. Я посмотрела на себя. Тушь текла по щекам. Я взяла со стола влажную салфетку и вытерла лицо.
Мне показалось, что дети посмотрели на меня, как-то по-новому.
- Ну… давайте во что-нибудь поиграем, – предложила я.
- Ура! - обрадовались они.
- В неправильные слова! – воскликнула Ладлика, - вы будете говорить, а мы повторять за вами! Вот смеху то будет!
Всем понравилась ее идея, кроме меня, конечно. Но я решила не подавать вида.
- Ну давате! – сказала я на бигайском, специально коверкая слово.
Дети радостно повторили за мной, и я засмеялась вместе с ними.
- А может, вы научите меня говорить правильно? – робко спросила я их.
- Зачем? – удивилась Ладлика, - вы говорите смешнее, давайте лучше как вы!
- Нет! – возразил Нигай, - лучше мы научим учительницу Литу хорошо говорить! Это интереснее!
Он важно вышел к доске и написал мелом несколько слов.
- Повторяйте за мной! – сказал он мне на бигайском, - привет, пока, тихо….
Я старалась говорить, как он, а весь класс помогал мне. Никто больше не смеялся, наоборот, все хотели научить меня.
Ладлика даже обиделась, ведь я вызвала ее к доске последней. Так уж получилось, я, правда, не хотела ее обидеть. Ладлика решила не учить меня словам. Она по-бигайски рассказывала о традициях острова, о том, как глупо выглядят люди, не знающие этикета. Например, среди бигайцев считалось неприлично негромко говорить. Они любят шум и очень обижаются на «тихих». Одного слишком «тихого» юношу - Герми даже казнили. Думали, раз он тихий, значит, что-то замышляет.
Я поблагодарила Ладлику за интересную историю, и прозвенел звонок.
Дверь распахнулась, и в комнату вошел пожилой мужчина.
- Меня зовут Герми, - сказал он, - я методист вашей школы.
- Так вас не казнили? – изумилась Ладлика.
- Людей с похожими именами много! - объяснила ей я.
- Нет, я и есть именно тот Герми!- прошептал он мне на ухо, - к счастью, мне удалось бежать, – он обратился к классу, - дети вам понравился урок?
- Да! – радостно закричали мои ученики или учителя….
- Мы многому научили учительницу – Литу, - ответила Ладлика, - думаю, к концу года она будет говорить по-бигайски не хуже, чем мы.
Я очень хотела, чтобы Герми не поверил детям. Он сел за парту и сказал:
- Ребята, вы свободны, нам нужно поговорить с вашей учительницей. Дети выбежали из класса.
Он предложил мне сесть напротив него. Я очень волновалась, ведь меня могли уволить из школы.
- Лита, - сказал он и вдруг достал у меня из рук белый шарик. Я почувствовала, что со мной что-то происходит. Класс, дети, Герми, - все куда-то уплывает, освобождая место чему-то другому, словно этот мир был не настоящим, придуманным, не моим. Где я, кто я….
Я открыла глаза, не было никакого класса, я оказалась в кафе. На столе стоял горячий кофе. Напротив меня сидел парень лет двадцати.
- Что со мной? Кто вы? – спросила я его.
- Я – Герми, а вы не Лита, вы….
- Я - Анна, родилась в маленьком городке Туль-туль, работаю юристом…. А причем здесь бигайский? Что-то я ничего не понимаю. Я терпеть не могу преподавать…. А что это за язык такой?
Парень улыбнулся:
- Я рад, что вы все вспомнили. А то ваш урок как-то затянулся, но вы…. Вы просто чудесно выкрутились!
- Не поняла!
- Обычные люди теряются, не знают, как себя вести, а вы….
- Я тоже растерялась…
- Вначале растерялись, а потом справились.
Он вдруг стал очень серьезным:
- Я хочу вернуться на остров Бигай, но боюсь…
- Так Бигай существует и бигайский язык тоже? Объясните мне, почему я сначала была в классе, а теперь оказалась здесь в кафе?
Он широко улыбнулся:
- Ну… я немного поучаствовал в этом, одну память заменил на другую..., а все остальное…. расскажу потом.
Я взглянула на свои руки, и увидела в одной из них все тот же белый шарик.
- Здесь записана ваша новая память, - радостно сказал он.
Мне стало страшно, он играет с моей памятью, как хочет! Надо бежать!
Я схватила сумку, висевшую на спинке стула, и бросилась к двери. Он не двинулся с места, а все продолжал мне улыбаться. Он завораживал меня взглядом и я…. упала без чувств. Темнота… тишина, больше ничего не помню.
Я услышала знакомый голос и очнулась. В небе светило яркое солнце. Огромное дерево словно склонилось надо мной, нежно касаясь моей щеки мягкой листвой. Рядом сидел пожилой мужчина – Герми! Точно, это был он! Тот Герми – методист из школы или он всегда был одним и тем же, просто постоянно менял свой облик...
- Ты помнишь, кто ты? – загадочно спросил он.
Я резко села. Поток воспоминаний нахлынул на меня. Я оказывается была не Анной. Меня звали Рубеной. Какое странное имя мне дали родители! Я была замужем и жила на берегу океана…. Замужем? За кем? За Герми! Вот этот старик мой муж?! Не может быть! Солнце осветило его лицо. Ну конечно, он мой муж, мы поженились два года. На нашей свадьбе не было родителей. Да, тех родителей, которые дали мне такое странное имя. Только вот, как они выглядят? Не помню! Я совсем ничего не помню о родителях! Что-то не так, да и Герми, как он стал моим мужем? Мне он совсем не нравится, это опять обман! Опять какая-то игра с памятью! А что же настоящее? Кто я на самом деле? Я взглянула на свои руки. Кожа была черной. А до этого белой! А в руке я держала все тот же шарик.
- Герми! – закричала я, - скажите мне правду!
Он хрипло засмеялся. Мы сидели на берегу океана. Волны плавно накатывали одна на другую. Я вгляделась в лицо Герми. Оно было простым, непривлекательным. Седые волосы, морщины на лбу и на щеках. Тот молодой человек в кафе мне нравился гораздо больше.
-Не хочешь искупаться? – спросил он вдруг.
В этот момент трое подростков прыгнули в воду и обрызгали нас с ног до головы. Я встала с песка и смело посмотрела в глаза старику:
- Я не сдвинусь с этого места, пока вы мне все не объясните. Кто я, на самом деле? Учительница бигайского, Анна или Рубена?
- Какая же ты упрямая! – воскликнул он, - не ожидал такого!
- Я нормальная девушка и хочу знать правду!
Он долго смотрел на волны, на небо, словно стараясь потянуть время. Он не хотел мне ничего объяснять. А может больше не решался обманывать… или искал чем бы еще наполнить мою память. Память? Я взглянула на шарик и с размаху бросила его в воду, в надежде, что он утонет, но нет! Волна вынесла его на берег.
Ой, опять темнота….
Проснулась я на руках у Герми, только молодого и красивого, того юноши из кафе. Вокруг росли розовые тюльпаны.
- Где я?
- Неважно, - ответил он.
Я попробовала что-нибудь вспомнить. Но нет, память больше ничего не выдавала мне. Я с опаской посмотрела на свою ладонь. В ней не было шарика, и кожа опять стала белой. Интересно, почему ни красной, ни желтой? Раз Герми так легко играет с моими воспоминаниями, мог бы еще что-нибудь придумать, например, превратить меня в фиолетового маленького человечка.
- Я жду от вас ответа! – сказала я спокойным и уверенным голосом.
Он молчал, минуты тянулись вечно.
Наконец, он дотронулся до моей руки и вдруг заплакал.
- Ты.. ты…несчастное создание… хочешь я просто выключу тебя, и ты не будешь больше ничего чувствовать?
Сердце забилось, так как не билось никогда раньше. Только вот было ли у меня это «раньше»? Я хотела закричать, попробовать вырваться, но от страха не могла даже пошевелиться.
- У тебя нет прошлого! – прошептал он, - ты появилась два часа назад. Прости, ты просто неудачное стечение обстоятельств.
Мне стало неприятно. Он оскорбляет меня! Я обиженно сомкнула губы.
Но Герми продолжал, не обращая внимания на мою реакцию.
- Я бигаец по происхождению, всю жизнь прожил на острове, но десять лет назад меня объявили самым тихим, и решили казнить. Я бежал в Дуклад – ту страну, где ты учила детей бигайскому. Но хочу вернуться домой, и теперь мне нужно создать что-то необыкновенное и громко заявить о себе! Наука ценится на нашем острове. Десять лет я постоянно меняю облик, чтобы бигайцы не нашли меня, и каждый день открываю что-нибудь новое, но, увы, мои достижения никому не нужны. И вот сегодня я уже был совсем близок к победе. Я создал сознание! Сознание человека! И думал, что теперь смогу доказать родителям, друзьям и всем бигайцам, что я не тихий. Но… получилась ты!
- А разве я такая плохая?
- Должен был получиться ученый, как я! Умный, добрый, готовый на все ради науки и бигайцев. Я не знал, что с тобой делать, уничтожить сразу или дать возможность жить.
- Почему же вы не убили меня, добрый ученый? – взорвалась я.
- Мне стало интересно, а вдруг ты тоже на что-то способна, и оказалось, что ты придумала выход в нестандартной ситуации, ты обидчивая и стремишься допытаться до истины!
- Почему я должна вам верить?
- Не хочешь не верь. Да и вообще, ты свободна, иди куда хочешь, выключить тебя у меня рука не поднимается.
Я не знала, что думать, что говорить. У меня нет прошлого, но я живая! И не хочу умирать, только потому, что не нравлюсь Герми. Пусть я не стану ученым или мудрецом! Я буду жить!
Мне вдруг стало жутко обидно, что Герми считает меня просто своей неудачей. Да, и куда мне идти без него, что делать? Он единственный человек, которого я знаю. Ну… кроме школьников, свободно говорящих по-бигайски.
- А дети тоже результат неудачных экспериментов? – с грустью спросила я.
- Дети обычные, и вполне удачные.
Дети… они хотели меня учить, они ждут наших уроков, я должна быть рядом с ними!
- Пусть я не получилась и вам совсем не нравлюсь, но верните меня к детям, пожалуйста! – взмолилась я.
Он улыбнулся.
- Ты еще как получилась! Думаешь, я просто так отправлял тебя из мира в мир? Мне нужно было узнать, какая ты.
- И какая же я?
- Капризная, обидчивая! Ты мне нравишься, только ни как помощник в науке, а как неожиданный результат. Возвращайся к детям, Лита, и будь счастлива! А я попробую еще что-нибудь создать.
***
Я стояла у доски и повторяла слова за Ладликой и Нигаем. Герми сидел за партой вместе с остальными детьми и рисовал какие-то чертежи на листе бумаги. Теперь он выглядел, как мальчик лет десяти. Ему нравились мои уроки, он тоже с удовольствием учил меня бигайскому.
Вдруг в класс ворвалась незнакомая женщина и закричала:
- Герми, сынок! На острове Бигай тебя объявили самым громким! Все только и говорят о твоем открытии!
Она внимательно посмотрела на меня:
- У нас везде висят фотографии Литы! Бери ее с собой и… она, наконец, выучит бигайский.
- Мама! - воскликнул Герми, - не может быть! Я не верю! Как же вы узнали о Лите?!
- Последнее время бигайцы с интересом следили за твоими экспериментами, и не зря!
- А я думал, никто догадывается, где я! – наивно признался Герми.
- Да, бигайцы каждый день фотографируют твою Литу и тебя!
Герми широко раскрыл рот от удивления. Мать обняла его, и он принял облик красивого молодого человека, который мне понравился в кафе. Герми нежно посмотрел мне в глаза. Впервые за мою небольшую жизнь! Хотелось, кричать, визжать от радости! Меня не считают неудачным стечением обстоятельств, я великое открытие! Но я сдержалась.
- Герми, я никуда не полечу без моих учителей! – воскликнула я.
- Да, мы тоже хотим на остров! - закричали дети.
- Кто же кроме нас поможет Лите понять бигайцев?! – с важностью заявила Ладлика.
- Конечно, кроме вас никто не справится с этой задачей, - шутливо ответил Герми, - летим все вместе!
Я смотрела на Герми и на его маму, они счастливы видеть друг друга, а я….никогда не была ребенком. А как бы мне хотелось тоже сесть за парту и кого-нибудь учить бигайскому языку. Дети замечательные учителя, и за их уроки можно отдать все! Правда, у меня ничего нет, кроме грусти, радости, фантазий…., но это неважно. Главное, мне теперь есть ради кого жить!
Автор: Ира Соркина
Источник: http://litclubbs.ru/writers/3402-sharik-pamjati.html
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
#память #шарик #сознание #учитель #искусственный интеллект #фантастика