Друзья, у нижегородской компании Промтех в линейке спецтехники появились довольно интересные вариации на базе полноприводного Соболя. За основу этих машин взято грузовое шасси ГАЗ-231073, на которое монтируется каркасный кузов Prima: этакий "кубик" с прочным стальным каркасом и обшивкой из композитов, без выступающих внутрь колесных арок. Однако, в отличие от многих других подобных кузовов, Prima не увеличивает габаритную ширину машины и при этом увязывается с кабиной в одну монолитную конструкцию. На данный момент на Промтехе построили два спецавтомобиля на шасси Соболь 4х4 с кузовами Prima. Первый из них - скорая помощь, у которой медицинский салон почти полностью изолирован от кабины (в перегородке есть лишь небольшое переговорное окно). Выглядит такой Соболь Prima вот так:
Но куда интереснее второй автомобиль - Соболь Prima в варианте школьного автобуса, которому и будет посвящен весь сегодняшний пост. Тем более что мне удалось даже маленько попробовать его в деле. В общем, вот наш герой:
Сейчас пошагово покажу, как устроен этот автомобиль. Первое, что бросается в глаза, если подойти к дверям по правой стороне кузова - это наличие дополнительных внешних подножек. Ничего удивительного: рама у полноприводного Соболя поднята над дорогой высоко, и потому даже ступенька в кабине оказывается выше, чем допускается техрегламентом для школьных автобусов.
Дополнительная подножка перед дверью кабины монтируется стационарно, а вот на входе в салон ставится подножка, которая автоматически откидывается при помощи электропривода из-под днища, как только кто-нибудь распахивает дверь.
Поскольку кузов Prima лишен колесных арок, он имеет очень высокий уровень пола: чтобы оказаться внутри, маленькому пассажиру нужно будет сделать четыре шага. Зато в салоне - раздолье. Высоты потолка вполне хватает взрослому человеку, чтобы стоять в полный рост. А шаг расстановки сидений - даже шире, чем в иных маршрутках!
Всего в салоне с достаточной вольготностью разместились 15 сидений, предназначенных для перевозки детей. Сами сиденья - удобные: мягкие, с высокими спинками и откидными подлокотниками со стороны прохода. Глупостью на государственном уровне я считаю требование по их обязательному оснащению 4-точечными ремнями безопасности. Пользоваться такими ремнями категорически неудобно, и очевидно, что никто из детей никогда не будет заниматься сложной регулировкой лямок под свой рост. Как следствие - дети просто не пользуются такими ремнями в автобусах совсем. Единственным работоспособным вариантом в этой ситуации было бы оснащение школьных автобусов поясными инерционными ремнями, легкими в обращении и не требующими регулировки. Но этот вопрос совсем не к Промтеху.
Зато в чем "промтеховцы" молодцы - так это в том, что оснастили все сиденья в салоне креплениями ISOFIX для детских кресел. И это, по-моему, первый случай на российских школьных автобусах. А то ведь парадокс: правила дорожного движения прямо требуют для перевозки детей в возрасте от 7 до 11 лет использовать на легковых и грузовых автомобилях удерживающие устройства, соответствующие их весу и росту. А на автобусах детей допускается возить и без этих устройств. И вся забота о безопасности самых маленьких пассажиров в случае со школьными автобусами превращается в какую-то профанацию...
Но почему в заголовке статьи я упомянул про автодом? Думаю, сейчас поймете, взглянув на следующую фотогалерею:
Действительно, это просто уникальное сочетание для полноприводного Соболя: да кузов Prima просто идеально приспособлен для превращения в автодом! Сейчас объясню, почему. Для автодома, рассчитанного на проезд хотя бы четырех человек, очень важно иметь возможность прямого прохода из кабины в салон, не выходя на улицу. Это позволяет поддерживать коммуникацию в дороге, контролировать поведение детей в салоне, не выстуживать лишний раз салон в зимнее время. Еще более важна возможность установить поворотные передние кресла, которые можно будет развернуть в сторону салона. В этом случае пространство кабины не будет пропадать вхолостую на стоянках: эта площадь прибавится к полезной площади гостиной/столовой, организованной напротив салонной двери. А полное отсутствие перегородки кабины у Соболя Prima как раз-таки не создает никаких помех ни для свободного прохода из кабины в салон, ни для установки вращающихся кресел.
Большим недостатком штатного цельнометаллического кузова Соболя являются сильно заваленные внутрь боковые стенки: ширина салона на уровне потолка значительно меньше, чем в зоне подоконного пояса, что осложняет изготовление мебели, снижает вместимость шкафов и сильно ограничивает ширину верхнего спального места в случае установки вдоль борта двухэтажной кровати. Кузов Prima в силу своей геометрии от этих недостатков полностью избавлен: его строго вертикальные боковые стенки обеспечивают максимально возможный внутренний объем! Наконец, отсутствие колесных арок в кузове оставляет полную свободу действий тому, кто будет проектировать интерьер автодома.
Теперь пару слов нужно сказать об особенностях шасси. Во-первых, запасное колесо, в отличие от обычных микроавтобусов Соболь, у него располагается вне салона, в заднем свесе рамы. Это, в свою очередь потребовало переделки выпускного тракта: выхлопная труба выходит не назад, а на левую сторону, возле заднего колеса. Эти нюансы можно рассмотреть на следующих фото:
Поскольку кузов Prima, а тем более с полной нагрузкой, имеет солидный вес, заднюю подвеску Соболя конструкторы Промтеха усилили. Вместо штатных резиновых отбойников, закрепленных между двухлистовыми рессорами и кронштейнами рамы, теперь смонтированы пневмобаллоны. Давление в них водитель может вручную регулировать в зависимости от загруженности машины, тем самым меняя жесткость задней подвески.
Самый интересный вопрос - как же ведет себя такой автомобиль на дороге? Если говорить о прямолинейном движении, то никакой особой разницы с обычным Соболем 4х4 не наблюдается: с бензиновым двигателем Evotech (он же УМЗ-А275) мощностью 107 сил машина разгоняется очень степенно. Хотя школьному автобусу с "максималкой", ограниченной на уровне 60 км/ч, спешить вроде как и некуда. Понятно, что в случае установки дизеля Cummins динамика Соболя кардинально улучшается, но в контексте испытаний машины с кузовом Prima я не делал на тяговых качествах ровным счетом никаких акцентов. Ибо меня больше интересовало, как установка кузова Prima сказалась на устойчивости и управляемости. И тут, увы, есть проблемы. Даже с пустым салоном и накачанными до 5 атмосфер пневмобаллонами подвески машина очень сильно кренится на поворотах, а при движении по кругу небольшого диаметра со скоростью порядка 30 км/ч стремится вывесить в воздух оба внутренних колеса. Можете посмотреть в галерее, как это происходит:
Думается, уронить ее на бок будет весьма несложно. При попытке выполнить змейку между конусами на максимально возможной скорости начинается сильная поперечная раскачка кузова, которая плохо гасится амортизаторами. Но еще хуже дела обстоят при попытке выполнить переставку. Даже на скорости порядка 50 км/ч запаздывания на поворот руля из-за глубоких кренов чудовищно велики: к моменту, когда ты уже возвращаешь руль в нулевое положение, машина только-только начинает менять курс в ответ на твое первое движение рулем. Такое поведение имеет мало общего с управляемостью стандартного микроавтобуса Соболь 4х4 в таких же режимах движения: тот, конечно, тоже кренится мама - не горюй, но на движения рулем откликается моментально и не пугает возможностью опрокидывания на поворотах даже при серьезном переборе со скоростью. Причин такого поведения две: существенное повышение центра тяжести из-за высокой установки кузова Prima относительно рамы и недостаточная угловая жесткость подвески. Что характерно, заднеприводная ГАЗель NEXT с точно таким же кузовом Prima от всех этих недостатков избавлена абсолютно: спасибо более низкому расположению кузова относительно дороги, более широкой колее по наружным скатам заднего моста и наличию стабилизаторов.
В случае с Соболем Prima ситуацию тоже можно поправить: как минимум - установкой стабилизатора в заднюю подвеску (а на "полноприводнике" изначально стабилизаторов нет вообще), а также заменой стоковых амортизаторов - совершенно одинаковых спереди и сзади - на специально рассчитанные под осевые нагрузки именно этого автомобиля. Благо, велосипед изобретать не надо: и стабилизатор такой для Соболя в природе существует, и амортизаторы с различными настройками для передней и задней оси выпускаются (питерские Plaza TZ). Но еще более радикальным и более правильным методом было бы поступиться отсутствием колесных арок в салоне и опустить кузов на добрых два-три десятка сантиметров вниз. Ни в "скорой", ни тем более в школьном автобусе наличие арок не отразится негативным образом на функциональных возможностях машины, а вот безопасность движения и комфорт для пассажиров вырастут существенно. И вот тогда всем автопутешественникам я скажу с чистым сердцем: ребята, да ведь "промтеховский" Соболь Prima 4х4 - это отличный вариант под автодом!
Читайте также другие статьи о технике завода Промтех:
- Тест "скорых" с кузовами Prima на базе ГАЗели NEXT и Нивы
- Тест LADA Largus Prima
- Экскурсия на производство LADA Largus Prima