Президента России Владимира Путина трудно назвать петролхэдом. Но и человеком, далёким от автомобилей, он тоже не является. По случаю недавнего дня рождения главы государства мы решили вспомнить автомобили, на которых он успел поездить за 69 лет.
ЗАЗ-968
Прозвучит почти как анекдот, но первый автомобиль Владимира Владимировича назывался... «Запорожец». Причём у белого ЗАЗ-968, который за характерную форму боковых воздухозаборников в народе прозвали «ушастым», интересная судьба. Этот автомобиль Мария Ивановна Шеломова — мама будущего президента России — выиграла в лотерею, билет которой ей выдали на сдачу в столовой.
Дело было в 1972 году, когда семья Путиных жила в комнате в ленинградской коммуналке в Басковом переулке. Поэтому сначала выигранный автомобиль захотели продать, чтобы улучшить жилищные условия. Но в итоге «ушастый» решили отдать сыну. Так он и стал первым автомобилем Путина.
На седанчике с номером 03-07 ЛЕХ Владимир Владимирович проездил несколько лет, а после продал коллегам по работе в органах госбезопасности.
Затем след того самого 968-го надолго затерялся, пока в середине 2000-х машина вдруг не появилась в поле зрения вновь. Белый «Запорожец» Путина спешно отреставрировали ко встрече глав стран большой восьмёрки 2006 года, которая проходила в Санкт-Петербурге. И пусть 100-процентного соответствия оригиналу не получилось, автомобиль всё же вернулся к своему первому хозяину.
ВАЗ-2106 и таинственный Volvo
На комитетской работе у Путина появился служебный автомобиль. Сегодня все знают, что во время длительной командировки в ГДР Владимир Владимирович уже числился сотрудником КГБ, однако его транспорт совсем не напоминал машины спецагентов, к которым мы привыкли по фильмам о Джеймсе Бонде.
Никаких пулемётов в фарах, сменных номеров и других киношных фокусов. По Дрездену майор, а затем и подполковник Путин разъезжал на обычной «шестёрке». Причём служебный автомобиль он делил вместе с другом и коллегой Сергеем Чемезовым — будущим директором «Ростеха».
Говорят, за годы службы в Восточной Германии Владимир Владимирович заработал и на первую иномарку. Ей якобы стала приобретённая в личное пользование модель Volvo. Какая именно — сложно сказать. Да и была ли она вообще? Например, жена Путина Людмила рассказывала, что после возвращения из Германии семья купила совсем другой автомобиль — «Волгу».
А сам Путин в разговорах с журналистами как-то упоминал, что в 1990-х ездил по Питеру на «Ниссане»… Словом, как в хорошем детективе, история с «Вольво», «Волгой» и «Ниссаном» получилась довольно запутанной.
Мерседесы и Аурусы
Зато совершенно точно известно, что головокружительный взлёт карьеры Путина после возвращения в страну увенчал Mercedes-Benz S600 Pullman Guard в кузове W140.
Именно на этом бронированном лимузине 7 мая 2000 года Владимир Владимирович прибыл на инаугурацию в должность президента Российской Федерации. С тех пор автомобили Mercedes-Benz на долгие годы стали неотделимы от служебного гаража президента. Удлинённые, бронированные, оснащённые по последнему слову техники лимузины в кузовах W220, W221 и W222 планомерно сменяли друг друга, пока на сцену в конце концов не поднялся Aurus.
Полное название служебного автомобиля президента России — Aurus-412312 «Сенат». Первое появление нового русского лимузина на публике состоялось в мае 2018-го во время очередной инаугурации Путина.
Официально считается, что «Сенат» разработан специалистами НАМИ, хотя масштабного сотрудничества с зарубежными брендами никто не скрывает. Длина лимузина — 6620 мм, масса в бронированном исполнении превышает 6,5 тонны, а дорожный просвет при этом никак не меньше 200 миллиметров.
В движение российский «борт номер 1» приводит 4,4-литровый V‑образный восьмицилиндровый мотор, разработанный при участии Porsche Engineering, мощностью почти 600 л.с. Ему помогают электромотор, 9‑ступенчатый «автомат» КАТЕ российской разработки, высоковольтная батарея и полный привод.
Впрочем, про «Аурус» в последнее время и так сказано достаточно. Так что давайте проследуем дальше. Тем более личные автомобили президента вызывают даже больший интерес, нежели служебные.
ГАЗ-21
И вот ещё один сюрприз. Ведь президента России, оказывается, вполне можно причислить к любителям олдтаймеров! Согласно декларации о доходах, за Владимиром Владимировичем числятся сразу два классик-кара, и оба советского производства. Первый — это «Волга» ГАЗ-21 1960 года, а второй… тоже «Волга-ГАЗ-21», но чуть более поздней версии, 1965 года выпуска.
О второй машине — ГАЗ-21Р (то есть базовом седане третьей серии) — почти ничего неизвестно. Кроме того факта, что ей владеет президент. Зато белый седан — настоящий медийный персонаж. Впервые он засветился в 2005 году, когда в Россию с официальным визитом прилетал Джордж Буш.
В резиденции Путина в Ново-Огарёво состоялся исторический тест-драйв: президент России на «Волге» прокатил президента США, а затем ещё и предложил коллеге порулить самому.
Разлетевшиеся по Сети фотографии «Волги» стали причиной не одного экспертного холивара. Перво-наперво знатоки усомнились в годе выпуска — согласно изначальной информации, ГАЗ-21 Путина относили к 1956‑му. Удивляло многое: и широкая резина, и кастомные колёса, и наличие автоматической коробки передач.
Да, конечно, ни о каком стоке в данном случае не может идти речи. Поэтому правильнее всего президентскую «Волгу» назвать рестомодом. Причём заводским. Говорят (и здесь снова никуда не деться от дымки загадочности и недосказанности), что якобы три такие «Волги» были собраны в 2004 году на ГАЗе.
Модернизированная подвеска, 2,7-литровый мотор японского производства, «автомат» и всякие украшательства вроде хромированных колёс и современной магнитолы — всё это было добавлено в ходе модернизации и реставрации. Одна из взбодрённых машин оказалась в гараже у Путина, а другую несколько лет спустя пытались продать в Санкт-Петербурге. Объявление о продаже «машины почти как у Путина» сшибало с ног ценой — за неё хотели 21 миллион рублей!
«Нива»
Согласно всё той же декларации о доходах, в личном распоряжении президента есть и ещё один отечественный автомобиль — «Нива». Тоже, конечно, не совсем стоковая.
Трёхдверка в камуфляжной окраске официально называется Lada 4x4 «Джунгли». Машина была выпущена в 2009 году. Мелкосерийной сборкой этой модели занимались в управлении спортивных автомобилей в Тольятти.
И от обычной «Нивы» «Джунгли» отличаются основательно. Отметим прежде всего мотор ВАЗ-21214, расточенный до 1,9 литра и форсированный до 140 л.с., переднюю подвеску от Chevrolet Niva, задний мост с параллелограммом Уатта, изменённые передаточные числа коробки передач и раздатки, усиленные полуоси, газовые амортизаторы и, конечно, красивости — вроде кенгурина, интегрированного с защитой картера, и встроенной лебёдки.
Калина, Веста, Урал и комбайн
Кстати, две «Волги» и «Нива» — не единственные автомобили, которые записаны на президента России. В списке личных транспортных средств Владимира Путина есть также советский автоприцеп «Скиф». По его словам, ещё в молодости он возил на нём картошку из деревни.
Но, конечно, нельзя пройти мимо автомобилей, которые президенту России хоть никогда и не принадлежали, но чётко с ним ассоциируются. Это, прежде всего, жёлтый хэтчбек Lada Kalina, за рулём которого Владимир Путин проехался по маршруту Хабаровск—Чита в окружении кортежа из Land Cruiser.
Не забудем и про зелёную «Весту» — на ней президент прибыл на заседание дискуссионного клуба «Валдай» в Красной Поляне в 2015-м. На церемонии открытия Крымского моста Путин прохватил по нему за рулём трёхосного самосвала КАМАЗ 65115.
Лавры же самого необычного транспортного средства, на котором ездил Путин, делят между собой мотоцикл с коляской «Урал» — им президент порулил во время открытии байк-шоу «Ночные волки» осенью 2019-го, и комбайн «Ростсельмаш»! На нём Владимир Владимирович, в ту пору занимавший пост премьер-министра, вместе с президентом Дмитрием Медведевым собирал кукурузу в Ставропольском крае.