Найти тему

Правовое регулирование налога на игорный бизнес в условиях цифровизации

Существующая с незапамятных времен индустрия игорного бизнеса претерпевает значительные изменения. Отдельно стоящие казино постепенно замещаются более или менее масштабными казино-курортами, которые становятся центрами досуга для всей семьи. В ряде стран, в том числе и в России, принимаются новые законодательные акты, призванные урегулировать существующие противоречия в развитии игорного бизнеса. Однако результат этих реформ, как и при решении задачи из теории игр, может оказаться совсем неочевидным. Какая ассоциация приходит вам на ум в первую очередь, когда вы слышите словосочетание «азартные игры» или «игорный бизнес»? Это может быть все, что угодно: от ярких огней игровых автоматов и компании сосредоточенных людей около карточного стола до экранов с коэффициентами букмекеров на самые разные виды спорта. Но ведь почти всегда мы вспоминаем про поток денежных средств, который ежеминутно проходит через такого рода организации. Отсюда следует простой вывод, что если наладить качественный механизм начисления, взимания налогов на игорный бизнес, то можно существенно увеличить налоговые поступления в бюджеты регионов. 

Игорным бизнесом признается любая предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли за счет организации и проведения азартных игр. Всего можно выделить четыре вида платежей, которые связаны с азартными видами деятельности: налог на игорный бизнес, налог на выигрыш физических лиц, налог на имущество и лицензионные сборы. Конкретно для налога на игорный бизнес согласно ч.1 ст. 229 НК РФ объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, процессинговый центр букмекерской конторы, процессинговый центр тотализатора, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора, процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы, пункт ставок тотализатора, пункт ставок букмекерской конторы. Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ. Сумма налога равна произведению налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставке налога, установленной для каждого объекта налогообложения. Этой же статьей предусмотрены особенности исчисления налога для игровых столов с двумя и более игровыми полями. Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей. 

-2

Несмотря на очевидность того, что налог на игорный бизнес должен быть единственным и уникальным, законодательства всех стран устанавливают его по-своему. Для сравнения предлагаю рассмотреть Федеративную Республику Германия, поскольку это государство имеет схожую структуру с РФ. Основное различие состоит в том, что в РФ налог с налогового агента представляет собой фиксированную плату за объекты налога на игорный бизнес, в то время как в Германии это от 20% до 80% от его валового продукта. Также налог с выигрыша игрока в РФ изымается с чистого выигрыша, то есть за вычетом суммы ставки, а Германии процент изымается из валового дохода. Кроме этого, в Германии есть одна область, где разрешено онлайн-казино. 

Несмотря на стремительное развитие сети «Интернет» онлайн-казино в России до сих пор считается нелегальным бизнесом. Несмотря на то, что вид такого казино и в принципе букмекерских контор запрещён, очень много людей все равно играет, а большие налоговые отчисления не поступают в государственный бюджет. Примером может являться известная многим контора 1xBet. Данная организация является нелегальной на территории РФ. Причин масса, одна из которых - беттинговая площадка 1xBet не лицензирована Федеральной налоговой службой. Несмотря на ее нелегальность, такая контора все равно имеет место в наши дни. Даже в легальных онлайн букмекерский конторах и тотализаторах существует трудности в определении объекта налогообложения, в частности для НДС. Далеко не всегда можно с легкостью определить является проведенная операция работой, услугой или реализацией товара. В России налог взимается как фиксированная плата за объекты игорного бизнеса, тем не менее выручка с одного игрового автомата или пункта приема ставок порой в десятки раз выше нежели фиксированная ставка налога на него. Все это подтверждает необходимость дальнейшей активизации налога на игорный бизнес. 

Введенный тип налогообложения в сфере онлайн-гемблинга имело ряд серьезных недостатков. Во-первых, идентификацию через «Центр учета перевода интерактивных ставок». Целью данного процесса являлось подтверждение личности игрока. Во-вторых, перенос средств на новый счет. Букмекеры, использовавшие старые сайты, долгое время разрабатывали долгое время программы лояльности, направленные на то, чтобы игроки использовали их контору как можно больше. В-третьих, самое важное, налог на выигрыш и обязательство налогового агента. Если до этого человек мог вывести со счета букмерской конторы любую сумму, не уплачивая налог, то теперь в соответствии с НК РФ, если его выигрыш за календарный год превышает четыре тысячи рублей, он должен отдать 13% от всей суммы своей чистой прибыли государству в качестве налога на доход физического лица. К тому же если сумма за год более четырех тысяч рублей, но не более пятнадцати, то лицо, совершавшее ставки, становилось налоговым агентом и было обязано подавать налоговую декларацию в установленные сроки и нести ответственность за ее правильность и достоверность. Все это приводит к тому, что люди отдают предпочтение нелегальным букмекерским конторам. По статистике почти 2/3 людей, которые делают ставки онлайн, использую легальные конторы. 

Таким образом, большая часть денежных потоков, задействованных в игорном бизнесе в России протекает в теневом секторе, не облагается налогом. Без всякого сомнения это серьезная проблема, поскольку тенденция свидетельствую о том, что рынок онлайн-гемблинга будет расти, ровно, как и количество людей, использующие эти нелегальные ресурсы. Один из возможных путей решения такой проблемы - легализация онлайн-казино на территории РФ. Этот процесс можно осуществить на опыт западных стран и задействовав определенные финансовые ресурсы. Вторая возможность — уменьшение ставки налога на выигрыш букмекерских конторах с 13% до 5% процентов. Ведь большой размер налога оказывает прямое влияние на решение человека выбрать «черного» букмекера. Третий путь — полный перенос обязанностей налогового агента на букмекера. Возможность стать налоговым агентом в случае выигрыша меньше 1500,0 необходимость обращаться в налоговую и вероятность потенциальной ошибки при заполнении деклараций также уменьшает желание воспользоваться услугами легального оператора. Таким образом, можно увидеть, что в России прослеживаются тенденции, аналогичные западным – создание крупных игровых зон. Законодательное же регулирование налога на игорный бизнес остается исключительно обращенным на нашу действительность.