Найти тему
Моторное масло Kixx

Техосмотр отменить, нельзя оставить

Оглавление

Где же поставить запятую? 🧐

В последнее время тема техосмотра (ТО) мелькает на лентах новостных агентств довольно часто.
Такое ощущение, что власти так и не могут понять, что с этим институтом делать:

  • Реформировать;
  • Ужесточить;
  • Отменить.

Сентябрь 2021 года был особенно богат на слухи об отмене обязательного техосмотра для личного легкового транспорта и мотоциклов. Откуда дует ветер?

13 сентября 2021 оперативное совещание с вице-премьерами


Из стенограммы совещания премьер-министра РФ Михаила Мишустина с вице-премьерами, можно понять основную логику властей по этому вопросу в ближайшей перспективе. С чего начал премьер?

«На прошлой неделе Правительством обсуждалась еще одна важная инициатива «Единой России». Она направлена на совершенствование законодательства в сфере технического осмотра транспортных средств.
Речь идет о предложении сделать техосмотр добровольным для людей. Это освободит владельцев автомобилей и мотоциклов от часто излишней, а главное – порой неэффективной процедуры.»
Михаил Мишустин, премьер-министр РФ, стенограмма оперативного совещания 13.09.21 г.


Итак, премьер озвучил 2 основных посыла:

  • Добровольность техосмотра;
  • Несовершенство законодательства в этой сфере на данный момент.


В принципе, позиция полностью совпадает с оценками автоэкспертного сообщества России и рядового автолюбителя. Что даже настораживает.


Доклад в рамках совещания делал Хуснуллин М. Ш. (вице-премьер правительства РФ). Основные положения:

  • Техосмотр стал формальностью для 30 000 000 россиян;
  • Анализ МВД, Минтранса, Минэкономразвития и профильных экспертов выявил статистику ДТП с неисправными ТС на уровне 1,1% у легковых машин и 0,7% у мотоциклов и при этом техосмотр никак не влияет на данный объем;
  • Если будет принято решение о добровольном прохождении технического осмотра, то количество процедур снизится до 6-8 миллионов в год;
  • Инициатива партии “Единая Россия” полностью поддержано правовой комиссией.
«Конечно, Правительство поддержит эту инициативу. Практика показывает, что автолюбители сами активно следят за собственной безопасностью. И будет правильным дать им возможность лично контролировать состояние своей машины.»
Михаил Мишустин, премьер-министр РФ, стенограмма оперативного совещания 13.09.21 г.

А что сейчас

Требование об обязательном прохождении технического осмотра пока еще сохраняет свою силу. Поэтому будет полезным изучить тонкости расчета даты прохождения ТО в связи с ранее введенным мораторием:

  • Срок действия диагностической карты истек с 1 февраля по 1 апреля 2021 года, значит пройти новое ТО нужно до 1 октября 2021 года;
  • При окончании срока действия диагностической карты в период с 1 апреля 2021 года по 1 октября 2021 года, смело добавляйте + 6 месяцев. Допустим, 5 мая 2021 года истек срок ТО, значит следующий осмотр нужно пройти до 5 ноября 2021 года;
  • Если дата окончания старого ТО после 1 октября 2021 года, то его следует пройти сразу же после окончания срока действия диагностической карты.

Также стоит учитывать и возраст купленного автомобиля. С момент выхода с конвейера минуло 4 и более лет? Добро пожаловать на пункт технического осмотра, никакие моратории вас не касаются!

Что будет при игнорировании требований закона о ТО?
Штраф (правда пока для перевозчиков) в размере 500-800 рублей по статье 12.1 части 2 КоАП РФ. Но! Штраф для обычных автолюбителей будет введен уже в марте 2022 года, когда камеры фотофиксации “привяжут” госномера авто к базе прошедших ТО транспортных средств. Тогда готовьтесь оплатить в бюджет 2000 рублей.
Не стоит забывать и о праве страховщика выставить иск о возмещении ущерба в сумме страховой выплаты виновной стороне, если отсутствует ТО (так называемый регрессный иск).

Что предлагают законодатели?

Инициативу озвучил вице-премьер Хуснуллин М. Ш.:

  • Процедура прохождения техосмотра для владельцев некоммерческого транспорта добровольна;
  • Обязательный техосмотр сохранить для: перерегистрации транспортного средства при смене собственника. При условии, что ТС более 4 лет;
  • Автобусы, грузовики, коммерческий транспорт подлежат процедуре обязательного техосмотра.

По данным властей в случае успешного прохождения всей законотворческой цепочки нововведения коснуться: 49 000 000 легковых автомобилей и мотоциклов. Из них 27 000 000 — моложе десяти лет.

Также было озвучено и внесение поправок в закон “О регистрации ТС”: теперь диагностическую карту с отметкой о ТО надо будет представить только в случае: перепродажи машины, изменения ее конструкции, замены основного компонента.

«Процедура прохождения ТО давно утратила свою прежнюю связь с безопасностью и превратилась в оброк, который автовладельцы последние годы уплачивали исключительно для покупки полиса ОСАГО.»
Андрей Турчак, первый вице-спикер Совета Федерации

Более того, согласно статопросам более 80% автолюбителей также против обязательной процедуры ТО. Потому что надежность ТС — это зона ответственности самого водителя. Сознательный хозяин всегда пройдет нужную техническую диагностику и предпримет все меры для исправления неполадок ТС.

Мнение автомобильного сообщества


Эксперты пока относятся к инициативе властей со сдержанным оптимизмом.
Во-первых, все декларации делались перед выборами в Госдуму и вполне возможно носили популистский характер. Во-вторых, как-то не верится, что лобби операторов ТО просто сдалось и пошло на попятную.

«Все цивилизованные страны уже отказываются от обязательного техосмотра и переходят на стимулирование владельцев транспорта за счет различных льгот.»
Сергей Канаев, директор национального общественного центра безопасности движения


Напомним, что правительственная комиссия по БДД дала добро законопроекту. В июле 2021 года с аналогичной идеей выступил глава ГИБДД Михаил Черников. Прохождение ТО предлагалось стимулировать через снижения транспортного налога или стоимости полиса ОСАГО.

«Важно, чтобы автомобилисты считали ТО полезным. Саму же процедуру техосмотра надо реформировать и обязательным его делать для тех транспортных средств, для которых риск аварий выше, чем у легковых автомобилей».
Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок».


При этом надо признать, что в сложившейся обстановке оператор ТО, по сути, получает деньги только за документ.
Он не несет никакой ответственности в случае наступления ДТП по неисправности ТС.

«Те, кто проводит ТО, ни за что не отвечают. При всех недостатках и критике ОСАГО – это институт важный и полезный, потому что в случае ДТП страховщик несет ответственность. А оператор техосмотра не несет ответственность за техническое состояние автомобиля, в отличие от водителя».
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России.


Итак, столь редкое единство властей и народа потихоньку сдвигает решение об отмене ТО с мертвой точки. Остается надеяться, что инициатива не заглохнет на очередном повороте в ходе бюрократических проволочек.

А как относитесь к отмене техосмотра вы? На самом ли деле — это зона ответственности только автолюбителя?