Эту удивительную историю любви я узнала 37 лет назад...
Октябрь 1984-го. Старинный чешский городок Духцов. Замок в стиле барокко, на территории которого похоронен знаменитый Джакомо Казанова.
Экскурсовод – немолодая дама. Темно-синий жакет и юбка длиной до щиколоток. Седина лишь слегка белым налетом на висках. Красивое ухоженное лицо. В полноватой фигуре чувствуется стать и характер. Свободно говорит по-русски, с легким акцентом.
Казалось бы, после необычайно красивых и сказочных Карловых Варов нас, советских туристов, уже трудно чем-то удивить. Но рассказ этой улыбчивой женщины о замке и его прежних обитателях настолько живой и захватывающий, что мы с нескрываемым интересом переходим из зала в зал.
Отмечаю для себя, что рассказ экскурсовода изобилует чисто русскими оборотами и пословицами. В конце экскурсии спрашиваю, откуда такое знание и понимание русской речи. Оказывается…
Лето 1918 года. Нестабильное время Гражданской войны. В Иркутск прибыл Чехословацкий Легион. Он был сформирован еще в 1914 из патриотов для участия в Первой мировой войне на стороне России. Но после подписания мира и революции австро-венгры не разрешили легионерам вернуться домой через европейскую границу. Вот и вынуждены были они добираться Транссибом до Владивостока.
Верочка жила с родителями и младшими братьями рядом с Коммерческим подворьем, на Баснинской улице (ныне Свердлова). Одну из комнат снимал чешский офицер. Комнатка была совсем малюсенькой – кровать, да столик. Но зато с оконцем во двор.
Сначала семья отнеслась к нему настороженно, с опаской. Но постепенно Вроцлав своим почтением и добрым нравом расположил к себе всех домочадцев.
Верочке сразу приглянулся высокий молодой офицер. Что-то было особенным в его скуластом, несколько вытянутом лице с карими глазами. То ли хитринка во взгляде, то ли искринка в глазах. Девушка украдкой наблюдала за Вроцлавом, когда тот играл во дворе с мальчишками. Он тоже поглядывал на русскую красавицу с темно-русой косой ниже пояса. Приветливо улыбался. Если вдруг их взгляды встречались, Верочка смущенно опускала глаза, заливаясь румянцем.
Вскоре и родители заметили неравнодушные взгляды чеха и дочки. Отец пригрозил:
– Молода ещО! Всего 16 годков. Да и чужой он нам. Смотри, девка, если что выпорю и в чулан посажу!
Но с каждым днем чувства влюбленных крепчали. Вроцлав смотрел на Верочку то восхищенно и страстно, то ласково и тепло, то пылко и призывно. Случайные прикосновения приводили обоих в трепет.
Они научились устраивать короткие тайные свидания в березовой роще. Вроцлав крепко прижимал девушку к себе и нежно целовал. Вере это очень нравилось…
В конце концов, влюбленный офицер пришел к родителям и твердо объявил, что хочет жениться, так как жить без их дочери не может. В доме случился переполох. Отец был суров в своем негодовании. Мать плакала. Мальчишки тихо сидели за печкой. Вера от испуга забилась за шкаф в своей комнате.
Вечером, когда все собрались за ужином, отец все же спросил ее о чехе. Набравшись мужества, дочь громко сказала:
– Да! Я люблю Вроцлава и хочу стать его женой. Я очень его люблю…
Родители смирились. Тем более, что чешские легионеры к тому времени сыграли уже не одну свадьбу с сибирскими красавицами.
Венчали молодых в соборе Богоявления. А через месяц началось их долгое «свадебное» путешествие в Чехию. Почти неделю они поездом вместе с остальными легионерами добирались до Владивостока. Вроцлав старался обеспечить молодой жене хоть какие-то терпимые условия. Вера стойко переносила все перипетии дороги. Иногда украдкой тихо плакала, закутавшись в большой пуховой платок Знала бы она, что их ждало дальше…
А дальше – более двух месяцев, на огромном пароходе из российского тихоокеанского порта Владивосток в обход Азии через Суэцкий канал до Средиземного моря, а оттуда снова поездом до Праги. Было невыносимо тяжело, но благодаря любви и бережному отношению друг к другу молодая пара выдержала все муки.
Вот такая военно-романтическая история влюбленных. Вот откуда у чешского экскурсовода русская речь! Представляете? Землячка! Иркутянка!
Кстати, о кабинете Казановы в замке. Любимец женщин и величайший авантюрист жил здесь последние 13 лет своей жизни. Экскурсовод предлагает присесть в кресло Казановы поочередно мужчине и женщине. А потом озвучивает:
– Мужчина, посидевший в кресле, станет таким же великим любовником, как великий итальянец. Женщина, присевшая в кресло, обязательно в обозримом будущем родит ребенка.
Мы дружно смеемся. Дело в том, что смельчак Гена заметно неравнодушен к женщинам. А молодая девушка даже не замужем. Но! В следующем году она действительно стала мамой. Подтверждаю!
Работает кресло-то! Рекомендую.
Поддержите ЛАЙКОМ историю о любви. Если вы со мной на одной волне позитива и жажды жизни, подписывайтесь на канал Жизнелюбивая Сибирячка