В таких местах, как не отгоняй, оживает воображение. Массивные стены, вытянутые, как колодцы, бойницы окон, арочный изгиб потолков... Если не Монте-Кристо, то какая-нибудь еще не опознанная историческая личность может легко почудиться в одном из темных углов. Театр или хоррор-аттракцион о такой атмосфере могут только мечтать. Правда, кто-то решил, что бывшая тюрьма подойдёт больше для современного искусства. И теперь здесь одна из площадок городского музея.
В сентябре 2020 года в старой тюрьме Отена даже организовали выставку. Большого резонанса может и не было. Но, как говорится, сделали заявку на успех. Осталось дождаться, когда дизайнеры и реставраторы окончательно приведут в соответствие потребности современного культурного пространства и исправительного учреждения 170-летней давности.
Тюрьма в Отене была известна еще до 1847 года. Она находилась в подвале под зданием суда. Но теснота и сырость вынудили местные власти всерьёз задуматься о новом помещении. Площадь под строительство выделили почти рядом, а архитектор Андре Бертье занялся разработкой проекта. Собственно этот проект и предопределил интерес потомков к довольно утилитарному строению. Для воплощения всех поставленным перед ним задач Бертье использовал стиль паноптикума, разработанный философом и социальным реформатором Иеремией Бантамом в конце 18 века.
Паноптикум это круглое помещение, по периметру которого на нескольких уровнях размещены камеры, а в центре стоит башня для надзирателя. Согласно выводам Бентама, такая планировка позволяла заключенным быть всегда на виду, а надзирателю - оставаться невидимым. Якобы это дисциплинировало одних и создавало минимум хлопот для других.
Правда, Бертье взял на вооружение только форму. Круглое здание с этажами камер было удобно даже без центральной башни. В его проекте для охраны была предусмотрена лишь платформа в центре зала. Да и то скорее для общей оценки обстановки, наблюдать за заключенными не позволяли глухие двери камер.
Середина 19 века во Франции были отмечены усилением репрессий против любого инакомыслия. Узурпировавший власть Наполеон III всеми средствами старался убедить нацию в легитимности своего правления. Поэтому тюрьма в Отене пришлась кстати. В эти годы в пенитенциарной системе страны возобладало мнение, что исправление людей, совершивших преступление, возможно только при условии отбывания в изоляции.
Так что по тогдашним меркам их, то есть тюрем, может, и было много, а по нынешним российским - не очень. В Отене, например, имелось всего 50 камер. При ширине и высоте 2 на 3 и глубине в 4 метра каждая из них представляла собой довольно обширную жилплощадь.
Судя по отсутствию громких историй с бунтами или насилием над осужденными жилось им здесь неплохо. Хотя со временем и обнаружились недостатки, такие как отсутствие разделения по категориям заключенных, отсутствие лечебницы...
В 1956 году тюрьма была закрыта и вскоре продана частному лицу, которое использовало её в качестве временного хранилища. А спустя 19 лет её здание признали памятником, причем не только на территории Бургундии, но и в масштабах всей Франции. Говорят, именно стиль паноптикум определил такое внимание государства.
Нулевые стали временем, когда муниципалитет наконец и сам осознал ценность помещения, простаивающего у него под боком. В 2003 году власти выкупили тюремное здание и передали художественному музею Ролина. Возможно, музейщики тоже не лишком ловили бы мышей в новой для себя обстановке. Но тут вмешалось уже само время - цифровое и сетевое.
Французский фотограф Ромен Вийон много путешествует по миру в поисках необычных заброшенных зданий. У него на сайте уже скопилась огромная галерея из живописных руин. И тюрьма Отена туда попала тоже, вызвав немалый интерес соотечественников.
Словом, после бурной реакции интернет-сообщества все вдруг зашевелились. Лувр неожиданно проявил интерес к провинциальному музею, подписав с ним договор о сотрудничестве. Минкульт выделил деньги на ремонт тюрьмы... Но, прежде, чем ремонт начался, и прошла та самая выставка современного искусства. Неизвестно насколько затянуться все эти работы в связи с пандемией. Понятно лишь одно: сюда новые обитатели пришли надолго и у них очень благородная миссия - сделать мрачное здание центром притяжения талантов и интересных идей.