Найти тему
Постижение истории

Отношение к женщине на Руси в XVI-XVII веках

Русский историк XIX века Н. И. Костомаров, чье имя стоит рядом с именами Ключевского, Карамзина и Соловьева, так писал об отношении к женщинам в Московской Руси XVI-XVII веков:

"Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно на­значенная для жены и называемая дураком; за ничтож­ную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови — это называлось учить жену; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина — и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не каза­лось предосудительным, но еще вменялось мужу в нрав­ственную обязанность. Кто не бил жены, о том благо­честивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит. „Домострой" че­ловеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или деревянным орудием, чтобы не изувечить или не допустить до выки­дыша ребенка, если она беременна; он находит, что бить жену плетью и разумно,и больно, и страшно, и здорово. Это нравственное правило проповедывалось православ­ною церковью, и самим царям при венчании митрополи­ты и патриархи читали нравоучения о безусловной по­корности жены мужу. Привыкшие к рабству, которое влачить суждено было им от пеленок до могилы, жен­щины не имели понятия о возможности иметь другие права и верили, что они в самом деле рождены для то­го, чтоб мужья их били. И даже самые побои считали признаком любви. Иностранцы рассказывают следующий любопытный анекдот, переходивший из уст в уста в различных вариациях. Какой-то итальянец женился на русской и жил с нею несколько лет мирно и согласно, никогда не бивши ее и не бранивши. Однажды она говорит ему: "За что ты меня не любишь?" "Я люблю тебя", -- сказал муж и поцеловал ее. "Ты ничем не доказал мне этого", - сказала жена. "Чем же тебе доказать?" -- спрашивал он. Жена отвечала: "Ты меня ни разу не бил". "Я этого не знал, -- говорил муж, -- но если побои нужны, чтоб доказать тебе мою любовь, то за этим дело не станет". Скоро после того он побил ее плетью и в самом деле заметил, что после того жена стала к нему любезнее и услужливее. <…> Женщины говорили: "Кто кого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит не любит"; пословицы эти и до сих пор существуют в народе, так же как и следующая: "Не верь коню в поле, а жене на воле", показывающая, что неволя считалась принадлежностью женского существа. Иногда родители жены при отдаче ее замуж заключали письменный договор с зятем, чтоб он не бил жены. Разумеется, это исполнялось неточно. Положение жены всегда было хуже, когда у нее не было детей, но оно делалось в высшей степени ужасно, когда муж, соскучив ею, заводил себе на стороне любезную. Тут не было конца придиркам, потасовкам, побоям; нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потому что жена умирала медленно и, следовательно, нельзя было сказать, что убил ее он, а бить ее хотя по десяти раз на день не считалось дурным делом. Случалось, что муж таким образом приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствует народная песня, где изображается такого рода насилие. Несчастная, чтоб избежать побоев, решалась на самовольное самозаключение, тем более что и в монастыре ей было больше свободы, чем у дурного мужа. Если бы жена заупрямилась, муж, чтоб разлучиться с немилою-постылою, нанимал двух-трех негодяев лжесвидетелей, которые обвиняли ее в прелюбодеянии; находился за деньги и такой, что брал на себя роль прелюбодея: тогда жену насильно запирали в монастырь". (Н. И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях)