Когда смотришь фильмы Чарли Чаплина, удивляешься насколько они были актуальны тогда и остаются таковыми сейчас. Фильмы, проверенные временем, сочетающие в себе тонкую сатиру и глубокий смысл. Они не просто красивы, а содержат остросоциальный подтекст. Фильмы, призывающие людей и власти задуматься и изменить мир к лучшему. Чаплин не боялся высмеивать положение бедных и богатых, поведение властей и сильных мира сего. Он не был коммунистом или либералом – он был человеком, стоящим за свободу и равенство. Сегодня поговорим о том, почему же стоит посмотреть хотя бы три фильма великого Чаплина и почему они такие злободневные.
Картина «Новые времена» вышла на экраны в 1936 году и была ответом на технический прогресс. В производство во всю внедрялись конвейеры, которые коренным образом изменили процесс производства. Правда, от людей требовались однообразные отупляющие действия, которые явно не способствовали их развитию как личностей, а, наоборот, часто приводили к нервным срывам. Сейчас, если на работе приходится делать что-то монотонное, всегда вспоминаю про этот фильм. Чтобы ещё больше оптимизировать производство, на завод приносят машину для кормления рабочих, не отходя от производства. Действительно, зачем тратить время на еду, если можно бесконечно работать, на правда ли? Чаплин предстает в роли маленького человечка, обычного рабочего с добрым сердцем. Работа изнуряет его, он попадает в психушку, а позже даже в тюрьму. Маленький человек ищет себя, свое призвание в этом жестоком мире и надеется на лучшее. Фильм о жизни, такой какая она есть, с неудачами, трагедиями и моментами счастья. А также о жизни человека, который по сути только пылинка для государства и бизнеса. О человеке, который полностью зависим от настроений и планов крупных предпринимателей.
Настоящий общественный резонанс вызвала картина «Великий диктатор», вышедшая в 1940 году. Это была тонкая пародия на Гитлера, Муссолини, нацистов и фашистов в целом. Чаплин был обеспокоен гонениями на евреев и политикой Германии. Идея фильма появилась ещё до Второй мировой в 1937 году, а когда фильм вышел на экраны, Франция была полностью оккупирована. Фильм прекрасен всем. От высмеивания цинизма нацистов в сцене, где единственным, кто мог дать деньги для захвата Австрии, был еврей. И что бы вы подумали? Они временно приостановили свой геноцид, чтобы заполучить деньги. А когда в кредите было отказано, начали его ещё с большей силой. До тонкой сцены встречи двух диктаторов: Муссолини и Гитлера. Где они соперничают за первенство, где Гитлер готов пойти на все, чтобы уговорить Муссолини отказаться от защиты Австрии. Последняя речь цирюльника способна довести до слез своей искренностью и актуальностью и по сей день. А вот что говорил сам Чаплин про свой фильм:
Если бы я тогда знал об ужасах немецких концентрационных лагерей, я бы не стал снимать «Великого диктатора», я бы не смог шутить по поводу самоубийственного сумасшествия нацистов. Я намеревался высмеять их идеи о «чистой расе» – ведь ни один народ не мог сохранить чистоту крови, разве что аборигены в Австралии.
Крайне рекомендуем к просмотру!
Фильм «Месье Верду» по описанию и первым кадрам может показаться совсем не социальным. История преступника, который делал бизнес на убийстве немолодых богатых дам. И только дальше мы понимаем, что главный герой оказывается 30 лет честно работал клерком в банке, но, когда пришло время сокращать штат, первым был вышвырнут и остался безработным. Поднимается проблема безработицы, да и вообще то, что никого не волнует жизнь и благополучие обычного человека, вот так просто он может потерять работу и не найти новую. Особого внимания заслуживает финальная речь, где Верду размышляет о добре и зле. Надо сказать финальные речи можно назвать фишкой Чаплина. Они особенно замечательно у него получются. Фильм вышел на экраны в 1947 году, когда мир только вышел со Второй мировой войны, поэтому каждое слово крайне актуально.
«Совершишь одно убийство – злодей, миллионы убийств – герой. Масштабы решают все».
А вы смотрели фильмы Чаплина? Если да, какой понравился больше всего? А если нет, заинтересовались?