Найти в Дзене
Музикус

Чудиновские чудеса (еще раз о Фестском диске)

Если почитать интернет, то какой же ушат ругани выливается на тех немногих исследователей, которым удалось расшифровать хоть что-то на Фестском диске! Пусть читателя не смущает это "хоть что-то" применительно к людям, которые потратили на расшифровку свои средства и жизненное время. Было бы наивно счить их всех графоманами, как это делают некоторые современные официальные представители oт науки. Скорее, напрашивается другой вывод. Иногда в потоке ругательных "обличений" всплывает и такая информация: В 1984 году в Риме появилась книга П.П. Орешкина «Вавилонский феномен», и дешифровка Гриневича совпадала с ней на 80%. Небольшое разъяснение: на превью - НЕ Фестский диск, но подобный ему, найденный в Этрурии, как видите, с солярными знаками. Что было раньше: Почему этруски ушли к морю Однако, начнем по порядку: Краткая история. Википедия пишет: «Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположен
Оглавление

Если почитать интернет, то какой же ушат ругани выливается на тех немногих исследователей, которым удалось расшифровать хоть что-то на Фестском диске! Пусть читателя не смущает это "хоть что-то" применительно к людям, которые потратили на расшифровку свои средства и жизненное время. Было бы наивно счить их всех графоманами, как это делают некоторые современные официальные представители oт науки. Скорее, напрашивается другой вывод. Иногда в потоке ругательных "обличений" всплывает и такая информация:

В 1984 году в Риме появилась книга П.П. Орешкина «Вавилонский феномен», и дешифровка Гриневича совпадала с ней на 80%.

Небольшое разъяснение: на превью - НЕ Фестский диск, но подобный ему, найденный в Этрурии, как видите, с солярными знаками.

Что было раньше: Почему этруски ушли к морю

Однако, начнем по порядку:

Итальянский археолог и исследователь Луиджи Пернье  обнаружил артефакт Фестский диск в 1908 году Диск был условно датирован 1700 г. до н.э
Итальянский археолог и исследователь Луиджи Пернье обнаружил артефакт Фестский диск в 1908 году Диск был условно датирован 1700 г. до н.э
Краткая история. Википедия пишет: «Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита. Дворцовый комплекс, скорее всего, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин (около 1628 года до н. э.), затронувшего значительную часть Средиземноморья.
Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений (комната № 8 - по всей видимости, храмовое хранилище) строения № 101 при вскрытии первого дворца. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей. В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов к юго-востоку от диска была обнаружена разломанная табличка PH-1 линейного письма А.

Речь идет о Кносском дворце периода расцвета Минойской цивилизации, и читатель, конечно, помнит об удивительных фресках, не потерявших свои цвета за несколько тысячелетий. Об этом есть статьи на канале.

Фрески с о-ва Крит.
Фрески с о-ва Крит.

В том же 1908 году Пернье написал о своей находке в октябрьском номере журнала «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei». На Втором конгрессе итальянских учёных по вопросам научного прогресса находки экспедиции были представлены научной общественности. В 1909 году вышла ещё одна статья Пернье, в журнале «Ausonia» с предварительным анализом способа изготовления диска, системы письма и направленности чтения (справа налево или слева направо).

Естественно, что такой уникальный артифакт сразу привлек всеобщее внимание. Уже в следующем, 1909 году в печати появились публикации немецкого историка Эдуарда Мейера и итальянского архиолога Алессандро Делла Сета - оба крупные ученые в своей области. Также Артур Эванс - первооткрыватель минойской цивилизации в современной науке опубликовал прорисовку диска и посвятил ему один из трех разделов в своем первом томе труда "Scripta Minoa" (1909).

И внимание! Рядом с диском была найдена табличка с линейным письмом - так называемая "табличка PH-1", что и заставило исследователей решить, что Фестский диск написан линейным письмом. Однако они проигнорировали наличие пепла в тайнике с диском и табличкой... Более поздние дешифровщики брали за основу уже не линейное, а слоговое письма, что значительно облегчило дело. Но первоначально, и долгие годы наука привязывала диск именно к линейному письму. В результате: "Этрусское - не читается"!

То, что этот диск имеет полнейшее сходство с этрусскими дисками, видно уже с перспективы нашего времени после обнаружения археологических артефактов на земле Древней Этрурии.

-3
-4

Ряд исследователей с самого начала подверг сомнению принадлежность Фестского диска Крито-Микенской культуре:

  • Дескать, сорт глины не тот - не встречается на Крите. Хотя сам Пернье считал глину сходной с той, что пошла на изготовление "яйцевидных чаш" на фабрике Кносского дворца.
  • И письменность на диске не имеет ничего общего с известными на тот момент системами критского письма. Гораздо больше сходства было обнаружено с этрусским диском из Мальяно.

Сомнения ученых дали основание Артуру Эвансу, признанному "первооткрывателю Минойской культуры" заявить, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии " в качестве свидетельства о мирных отношениях минойских властителей Феста и какого-то соседнего народа". Кем же был тот "какой-то соседний народ"? В более поздние время, была предложена гипотеза пути его продвижения на юг по территории Анатолии, и с большой долей вероятности этим народом были именно этруски во 2-3-м тысячелетях до н.э.

Однако на основании более поздних находок на Крите - второй спиралевидной надписи на перстне из Мавро Спелио (1927 год) секиры из Аркалохори (1935), связывающей письменность Фестского диска с линейным письмом А, а затем и отпечатка знака № 21 (1970) - всё бо́льшее число сторонников приобретала гипотеза о критском происхождении Фестского диска.

Слева - фреска с щ-ва Крит; справа - фреска из этрусского некрополя.
Слева - фреска с щ-ва Крит; справа - фреска из этрусского некрополя.

Небольшое "лирическое, вернее, художническое отступление": сходство в традиции передачи пластики человеческого тела, сам характер рисунка, несомненно показывает родственность мироощущения творцов обеих фресок. Если бы фрески были найдены в одном помещении, насколько велика вероятность того, что мы бы приняли их за шедевры одного народа? Автор не может отказать себе в удовольствии процитировать еще несколько культурных фрагментов с тем же самым выводом.

Вазы на слайде принадлежат Трипольской культуре северного Причерноморья; Фрески - с острова Крит - Минойской цивилизации.
Вазы на слайде принадлежат Трипольской культуре северного Причерноморья; Фрески - с острова Крит - Минойской цивилизации.
А вот архаичный рисунок битвы Зевса со змеем Тифоном на аттической (греческой) вазе.
А вот архаичный рисунок битвы Зевса со змеем Тифоном на аттической (греческой) вазе.

Имя царя богов Зевса - легко прочесть. Почему бы это?

Формат статьи не позволяет приводить все за и против критского или "чужеземного" происхождения Фестского диска. Жаждущих подробностей читателей автор отсылает к Википедии или к статье В.А.Чудинова "Расшифровка славянского слогового и буквенного письма", но его вывод все же ясен и достоин опубликования:

"Итак, получается, что знаки были собраны из различных письменностей, что указывает на международную значимость надписи на диске."

Одновременно с этим, В.А. Чудинов считает, что многие «дешифровки» текста Фестского диска Геннадием Станиславовичем Гриневичем "весьма сомнительны, а данная дешифровка была просто вариантом того чтения, которое опубликовал в 1984 году Петр Петрович Орешкин".

Так на наших глазах завязывается научная дискуссия, в которой мы можем принять самое непосредственное участие. Тем более, что результаты ее на сегодняшний момент вовсе не окончательны. Мы пускаемся в плавание увлекательнейшего исследования, однако берега скрываются в морском тумане. Но тем более интересно... И фантастично...

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал. Не забудьте поставить лайк, если понравилось.

популярные ссылки на канале:

  • "Песнь ямщика" слова К. Бахтурин, музыка А. Гурилёва
  • Откуда произошло имя Лариса? Что общего с пеласгами
-8
-9

Подписывайтесь , чтобы не пропустить новые публикации.

Наш канал не обычный, а философический, исторический, психологический, практический и с юмором.

Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.

Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?

Серия про живопись автора и живопись вообще

И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Не стесняйтесь отзываться на песни. Чтобы оставить комментарии на видео, нужно уменьшить масштаб в правом верхнем углу, если вы в Chrome. Тогда комментарии становятся видны.