Если почитать интернет, то какой же ушат ругани выливается на тех немногих исследователей, которым удалось расшифровать хоть что-то на Фестском диске! Пусть читателя не смущает это "хоть что-то" применительно к людям, которые потратили на расшифровку свои средства и жизненное время. Было бы наивно счить их всех графоманами, как это делают некоторые современные официальные представители oт науки. Скорее, напрашивается другой вывод. Иногда в потоке ругательных "обличений" всплывает и такая информация:
В 1984 году в Риме появилась книга П.П. Орешкина «Вавилонский феномен», и дешифровка Гриневича совпадала с ней на 80%.
Небольшое разъяснение: на превью - НЕ Фестский диск, но подобный ему, найденный в Этрурии, как видите, с солярными знаками.
Что было раньше: Почему этруски ушли к морю
Однако, начнем по порядку:
Краткая история. Википедия пишет: «Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита. Дворцовый комплекс, скорее всего, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин (около 1628 года до н. э.), затронувшего значительную часть Средиземноморья.
Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений (комната № 8 - по всей видимости, храмовое хранилище) строения № 101 при вскрытии первого дворца. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей. В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов к юго-востоку от диска была обнаружена разломанная табличка PH-1 линейного письма А.
Речь идет о Кносском дворце периода расцвета Минойской цивилизации, и читатель, конечно, помнит об удивительных фресках, не потерявших свои цвета за несколько тысячелетий. Об этом есть статьи на канале.
В том же 1908 году Пернье написал о своей находке в октябрьском номере журнала «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei». На Втором конгрессе итальянских учёных по вопросам научного прогресса находки экспедиции были представлены научной общественности. В 1909 году вышла ещё одна статья Пернье, в журнале «Ausonia» с предварительным анализом способа изготовления диска, системы письма и направленности чтения (справа налево или слева направо).
Естественно, что такой уникальный артифакт сразу привлек всеобщее внимание. Уже в следующем, 1909 году в печати появились публикации немецкого историка Эдуарда Мейера и итальянского архиолога Алессандро Делла Сета - оба крупные ученые в своей области. Также Артур Эванс - первооткрыватель минойской цивилизации в современной науке опубликовал прорисовку диска и посвятил ему один из трех разделов в своем первом томе труда "Scripta Minoa" (1909).
И внимание! Рядом с диском была найдена табличка с линейным письмом - так называемая "табличка PH-1", что и заставило исследователей решить, что Фестский диск написан линейным письмом. Однако они проигнорировали наличие пепла в тайнике с диском и табличкой... Более поздние дешифровщики брали за основу уже не линейное, а слоговое письма, что значительно облегчило дело. Но первоначально, и долгие годы наука привязывала диск именно к линейному письму. В результате: "Этрусское - не читается"!
То, что этот диск имеет полнейшее сходство с этрусскими дисками, видно уже с перспективы нашего времени после обнаружения археологических артефактов на земле Древней Этрурии.
Ряд исследователей с самого начала подверг сомнению принадлежность Фестского диска Крито-Микенской культуре:
- Дескать, сорт глины не тот - не встречается на Крите. Хотя сам Пернье считал глину сходной с той, что пошла на изготовление "яйцевидных чаш" на фабрике Кносского дворца.
- И письменность на диске не имеет ничего общего с известными на тот момент системами критского письма. Гораздо больше сходства было обнаружено с этрусским диском из Мальяно.
Сомнения ученых дали основание Артуру Эвансу, признанному "первооткрывателю Минойской культуры" заявить, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии " в качестве свидетельства о мирных отношениях минойских властителей Феста и какого-то соседнего народа". Кем же был тот "какой-то соседний народ"? В более поздние время, была предложена гипотеза пути его продвижения на юг по территории Анатолии, и с большой долей вероятности этим народом были именно этруски во 2-3-м тысячелетях до н.э.
Однако на основании более поздних находок на Крите - второй спиралевидной надписи на перстне из Мавро Спелио (1927 год) секиры из Аркалохори (1935), связывающей письменность Фестского диска с линейным письмом А, а затем и отпечатка знака № 21 (1970) - всё бо́льшее число сторонников приобретала гипотеза о критском происхождении Фестского диска.
Небольшое "лирическое, вернее, художническое отступление": сходство в традиции передачи пластики человеческого тела, сам характер рисунка, несомненно показывает родственность мироощущения творцов обеих фресок. Если бы фрески были найдены в одном помещении, насколько велика вероятность того, что мы бы приняли их за шедевры одного народа? Автор не может отказать себе в удовольствии процитировать еще несколько культурных фрагментов с тем же самым выводом.
Имя царя богов Зевса - легко прочесть. Почему бы это?
Формат статьи не позволяет приводить все за и против критского или "чужеземного" происхождения Фестского диска. Жаждущих подробностей читателей автор отсылает к Википедии или к статье В.А.Чудинова "Расшифровка славянского слогового и буквенного письма", но его вывод все же ясен и достоин опубликования:
"Итак, получается, что знаки были собраны из различных письменностей, что указывает на международную значимость надписи на диске."
Одновременно с этим, В.А. Чудинов считает, что многие «дешифровки» текста Фестского диска Геннадием Станиславовичем Гриневичем "весьма сомнительны, а данная дешифровка была просто вариантом того чтения, которое опубликовал в 1984 году Петр Петрович Орешкин".
Так на наших глазах завязывается научная дискуссия, в которой мы можем принять самое непосредственное участие. Тем более, что результаты ее на сегодняшний момент вовсе не окончательны. Мы пускаемся в плавание увлекательнейшего исследования, однако берега скрываются в морском тумане. Но тем более интересно... И фантастично...
Продолжение следует...
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал. Не забудьте поставить лайк, если понравилось.
популярные ссылки на канале:
- "Песнь ямщика" слова К. Бахтурин, музыка А. Гурилёва
- Откуда произошло имя Лариса? Что общего с пеласгами
Подписывайтесь , чтобы не пропустить новые публикации.
Наш канал не обычный, а философический, исторический, психологический, практический и с юмором.
Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Не стесняйтесь отзываться на песни. Чтобы оставить комментарии на видео, нужно уменьшить масштаб в правом верхнем углу, если вы в Chrome. Тогда комментарии становятся видны.