Найти в Дзене
Я рисую этот мир

"Медный всадник", памятник Екатерине II, монумент Суворову и другие известные скульптуры, созданные во 2 половине XVIII века

Оглавление

В XVIII веке скульптура занимает важное место в русском искусстве. Вместе с рельефом широко развивается статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.

Федот Иванович Шубин (1740-1805) - видный скульптор-портретист. В его творчестве портрет занимал одну из главных ролей. Бюст А. М. Голицына (гипс, 1773, мрамор 1775) - произведение Шубина, в котором ярко раскрывается многогранный образ человека, показывая не только внешние черты, но и внутренний мир.

Ф. И. Шубин. Портрет М. А. Голицына. 1775 г. Мрамор. Высота -69. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Ф. И. Шубин. Портрет М. А. Голицына. 1775 г. Мрамор. Высота -69. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Шубин работал так же и в бронзе, но ярче всего он проявил себя именно в мраморе. В зависимости от того, какая модель возникала перед скульптором, он легко мог передать любые детали образа: складки ткани, кружево, пряди волос, черты лица юного и пожилого. Ни один портрет Шубина не повторяет другой: в каждом он исходил от внутреннего мира портретируемого, поэтому все работы получались столь чувственными и глубокими.

Мраморный бюст генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышева, созданный Шубиным в 1774 году, отображает всю силу и мужественность Чернышева, стоявшего во главе русских войск, занявших Берлин в 1760 году.

В портрете из мрамора П. А. Румянцева-Задунайского 1777 года Шубин, придерживаясь своей традиции, вовсе не приукрашает лицо фельдмаршала, показывая его реалистичный облик.

Ф. И. Шубин. портрет генерал-фельдмаршала графа П. А. Руменцева-Задунайского. 1778 г. Мрамор. 90х56х38. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
Ф. И. Шубин. портрет генерал-фельдмаршала графа П. А. Руменцева-Задунайского. 1778 г. Мрамор. 90х56х38. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

В середине 1770х Федот Шубин создал 58 мраморных рельефных портретов для украшения Чесменского дворца (позднее портреты были переданы в Оружейную палату Московского Кремля). Эта серия работ скульптора: портреты князей, царей, императоров: от Рюрика до Елизаветы Петровны. Все портреты выполнены в приемах декоративной скульптуры, целью которой: быть частью единого комплекса и рассматриваться издали.

Невероятно убедительным выглядит мраморный бюст А. А. Безбородко (ок.1798). Он был министром иностранных дел Екатерины II, был циничен и властолюбив.

Бюст адмирала В. Я. Чигарова, портрет Павла I, портрет профессора Академии художеств И. Г. Шварца: всё это работы Шубина. Но особенно выделяется среди его произведений посмертный портрет М. В. Ломоносова (существуют гипсовый, бронзовый и мраморный экземпляры). Образ гениального ученого был представлен Шубины чересчур реалистично: без привычного всем парика, с отсутствием официальности и парадности. При этом исключительный ум бесспорно отображается в выражении лица Ломоносова. Шубину удалось так же показать и демократичность образа учёного.

Ф. И. Шубин. Портрет М. В. Ломоносова. 1790-е гг. Бюст. Мрамор. Высота - 65. Москва. Российска академия наук.
Ф. И. Шубин. Портрет М. В. Ломоносова. 1790-е гг. Бюст. Мрамор. Высота - 65. Москва. Российска академия наук.

"Великодушие Сципиона Африканского" - композиция Шубина с чертами классицизма, соединенная с мягкими округлыми формами героев.

Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - скульптор, работавший в России с 1766 по 1778 гг. и , оказавший большое влияние на русское искусство. Памятник Петру I в Петербурге - крупная работа Фальконе. Эскиз памятника был создан в 1765 году, в 1770 г. была завершена модель в натуральную величину, в 1775-1777 годах происходила отливка статуи из бронзы, открытие памятника состоялось в 1782 году. К месту установки памятника была доставлена каменная скада, весившая около 1300 тонн.

Э. М. Фальконе. Памятник Пету I (Медный всадник).  1782 г. Бронза. Гранит. Высота статуи - 530, пьедестал - 510х1450х850. Сакт-Петербург.
Э. М. Фальконе. Памятник Пету I (Медный всадник). 1782 г. Бронза. Гранит. Высота статуи - 530, пьедестал - 510х1450х850. Сакт-Петербург.

Ученица Фальконе Мари Анн Кало (1748-1821) помогала Фальконе в создании памятника Петру I. Она изваяла голову Петра. После отъезда Фальконе из России установкой памятника руководил скульптор Гордеев.

Конец XVIII века-период блестящего расцвета русской скульптуры.

Фёдор Гордеевич Гордеев (1744-1810) - известный скульптор второй половины XVIII века. Его "Прометей" (1769) , мраморное надгробие Голицыной (1780) отсылают зрителя к образам античного искусства. При этом Горедеев не был подражателем памятника древности, он был художником, которому обращение к античности помогало в решении творческих задач.

Ф. Г. Гордеев. Прометей. 1769. 63х96х55. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Ф. Г. Гордеев. Прометей. 1769. 63х96х55. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Ф. Г. Гордеев. Надгробие генерал-фельдмаршал князя А. М. Голицына. 1788 г. Мрамор. 358х285х100. Санкт- Петербург. Государственный музей городской скульптуры.
Ф. Г. Гордеев. Надгробие генерал-фельдмаршал князя А. М. Голицына. 1788 г. Мрамор. 358х285х100. Санкт- Петербург. Государственный музей городской скульптуры.

Рельефы для внутренних помещений Останкинского дворца, были созданы на темы "Жертвоприношений Зевсу", "Жертвоприношений Деметре" и т.д. Рельфы имели облик классических греческих пластик.

Михаил Иванович Козловский (1753-1802) - художник, в чьём творчестве получили развитие классицистические тенденции монументальной скульптуры. Он выполнил два барельефа для Мраморного дворца на тему Древнего Рима. Статуя Екатерины II работы Козловского в образе Меневры показана невероятно властной и величественной.

М. И. Козловский. Бдение Алксандра Македонского . 1780-е гг. Мрамор. 112х123х81. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
М. И. Козловский. Бдение Алксандра Македонского . 1780-е гг. Мрамор. 112х123х81. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

в 1797 году Козловский создаёт статую "Яков Долгорукий", изображая сподвижника Петра I, благородного государственного деятеля в тот момент, когда он готов уничтожить царский указ, возмутивший Долгорукого своей несправедливостью. Факел в скульптуре символизирует истину, весы - правосудие, а поверженный змей - низость.

М. И. Козловский. Яков Долгоруий, разрывающий царский указ. 1797 г. Мрамор. 90х43х31. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
М. И. Козловский. Яков Долгоруий, разрывающий царский указ. 1797 г. Мрамор. 90х43х31. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

Надгробие занимало не маловажное место в русской скульптуре того времени. Козловский создал бронзовый рельеф для надгробия генерала П. И. Мелиссино (1800).

"Геркулес на коне" 1799 года - бронзовая скульптура Козловского, посвященная подвигам войск Суворова. Скала и поток на работе олицетворяют Альпы и Рейн, змей - побеждённого врага.

М. И. Козловский. Геркулес на коне . 1799 г. Бронза. 95х44х82. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
М. И. Козловский. Геркулес на коне . 1799 г. Бронза. 95х44х82. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

Один из лучших памятников России XVIII-XIX веков - монумент А. В. Суворову в Петербурге (1801). Сложно говорить о портретном сходстве скульптуры с оригиналом, при этом скульптору удалось создать образ, производящий мощное впечатление на зрителя от идеализированного образа национального героя. В военных доспехах соединены древнеримские элементы вооружения и оружие эпохи Возрождения.

Скульптор М. И.Козловский, архитектор А. Н. Воронихин. Памятник А. В. Суворову. 1801 г. Бронза, гранит. Статуя -307х170, пьедестал-405х170. Санкт-Петербург.
Скульптор М. И.Козловский, архитектор А. Н. Воронихин. Памятник А. В. Суворову. 1801 г. Бронза, гранит. Статуя -307х170, пьедестал-405х170. Санкт-Петербург.

"Самсон, разрывающий пасть льва" (1801) - ещё одна важная в истории скульптура. Образ Самсона олицетворяет грозную силу русского оружия. Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизирует побежденную Россией Швецию.

М. И. Козловский. Скульптурная группа фонтана Самсон, разрывающий пасть льва. 1800. Бронза . Санкт-Петербург.
М. И. Козловский. Скульптурная группа фонтана Самсон, разрывающий пасть льва. 1800. Бронза . Санкт-Петербург.

Феодосий Феодосьевич Щедрин (1751-1825) - талантливый скульптор, живший заграницей, но вернувшийся в Россию. Его скульптура "Марсий" (1776) полно бурного движения и трагичности. В статуе "Венера" из мрамора 1792 года фигура изображена с несколько удлиненными пропорциями. В этой и подобных скульптурах отчетливо прослеживается культ античности.

Ф. Ф. Щедрин. Марсий. 1776 г. Бронза. 70х37х44. Москва. Государственна Третьяковская галерея.
Ф. Ф. Щедрин. Марсий. 1776 г. Бронза. 70х37х44. Москва. Государственна Третьяковская галерея.
Ф. Ф. Щедрин. Венера. 1792 г. Мрамор. 180х70х82. Санкт-Петербург. Государственный Руссикй музей.
Ф. Ф. Щедрин. Венера. 1792 г. Мрамор. 180х70х82. Санкт-Петербург. Государственный Руссикй музей.

Иван Петрович Мартос (1754-1835) - современник Шубина и Козловского, одна большая часть его произведений была создана уже в XIX веке. Его работы конца столетия - это надгробия. Памятник М. П. Собакиной (1782) - одно из совершеннейших произведений скульптора. В памятнике П. А. Брюс (1786-1790) показана передача чувств супруга, опечаленного кончиной возлюбленной. А в памятнике Н.И. Панину, напротив, показана возвышенная философская грусть.

И. П. Мартос. Надгробие И. П. Собакиной. 1782 г. Мрамор. Москва. Государственный научно-исследовательский музей имени А. В. Щусева.
И. П. Мартос. Надгробие И. П. Собакиной. 1782 г. Мрамор. Москва. Государственный научно-исследовательский музей имени А. В. Щусева.

Иван Прокофьевич Прокофьев (1758-1828) - замечательный скульптор второй половины XVIII века. В его бронзовой статуе "Актеон, преследуемый собаками" 1784 года ярко заметны активные движения бегущего юноши, преследуемого собаками Дианы.

И. П. Прокофьев. Актеон, преследуемый собаками. 1784 г. Бронза. 42х50х31. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
И. П. Прокофьев. Актеон, преследуемый собаками. 1784 г. Бронза. 42х50х31. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Гипсовые рельефы Прокофьева были созданы для украшения дворца Строгановых, Акакдемии художеств и Павловского дворца. На рельефах изображены сложные композиции с различными видами художественного творчества, изящно показанными мастером.

Терракотовые бюсты А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1802) - это портретная скульптура Прокофьева по своей простоте и интимности близкие к живописным работам того же времени.

И. П. Прокофьев. Портреты А. Ф. Лабзина и А. Е. Лабзиной. 1802 г. Терракота. 51х39х32, 53х41х32. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
И. П. Прокофьев. Портреты А. Ф. Лабзина и А. Е. Лабзиной. 1802 г. Терракота. 51х39х32, 53х41х32. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
И. П. Прокофьев. Волхов и Нева. 1801 г. Терракота. 33х72х22. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
И. П. Прокофьев. Волхов и Нева. 1801 г. Терракота. 33х72х22. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

В русской скульптуре конца XVIII cтолетия распространён принцип синтеза искусств. Прежде скульптурная орнаментация являлась дополнением, занимала более низкое положение по отношению к архитектуре. Теперь же скульптура не только украшает здания пластическими фигурами и рельефом, но и по средствам своего языка продолжают развитие идеи, созданное в архитектуре. Архитектура, скульптура и живопись становятся едины. Каждый вид искусства раскрывает свои новые возможности.

О дальнейших этапах развития русской скульптуры я расскажу в следующих статьях.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-19

#искусство #культура #история искусства #история россии #исторические факты #скульптура #бюст #петербург #москва #xviii век