В XVIII веке скульптура занимает важное место в русском искусстве. Вместе с рельефом широко развивается статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.
Федот Иванович Шубин (1740-1805) - видный скульптор-портретист. В его творчестве портрет занимал одну из главных ролей. Бюст А. М. Голицына (гипс, 1773, мрамор 1775) - произведение Шубина, в котором ярко раскрывается многогранный образ человека, показывая не только внешние черты, но и внутренний мир.
Шубин работал так же и в бронзе, но ярче всего он проявил себя именно в мраморе. В зависимости от того, какая модель возникала перед скульптором, он легко мог передать любые детали образа: складки ткани, кружево, пряди волос, черты лица юного и пожилого. Ни один портрет Шубина не повторяет другой: в каждом он исходил от внутреннего мира портретируемого, поэтому все работы получались столь чувственными и глубокими.
Мраморный бюст генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышева, созданный Шубиным в 1774 году, отображает всю силу и мужественность Чернышева, стоявшего во главе русских войск, занявших Берлин в 1760 году.
В портрете из мрамора П. А. Румянцева-Задунайского 1777 года Шубин, придерживаясь своей традиции, вовсе не приукрашает лицо фельдмаршала, показывая его реалистичный облик.
В середине 1770х Федот Шубин создал 58 мраморных рельефных портретов для украшения Чесменского дворца (позднее портреты были переданы в Оружейную палату Московского Кремля). Эта серия работ скульптора: портреты князей, царей, императоров: от Рюрика до Елизаветы Петровны. Все портреты выполнены в приемах декоративной скульптуры, целью которой: быть частью единого комплекса и рассматриваться издали.
Невероятно убедительным выглядит мраморный бюст А. А. Безбородко (ок.1798). Он был министром иностранных дел Екатерины II, был циничен и властолюбив.
Бюст адмирала В. Я. Чигарова, портрет Павла I, портрет профессора Академии художеств И. Г. Шварца: всё это работы Шубина. Но особенно выделяется среди его произведений посмертный портрет М. В. Ломоносова (существуют гипсовый, бронзовый и мраморный экземпляры). Образ гениального ученого был представлен Шубины чересчур реалистично: без привычного всем парика, с отсутствием официальности и парадности. При этом исключительный ум бесспорно отображается в выражении лица Ломоносова. Шубину удалось так же показать и демократичность образа учёного.
"Великодушие Сципиона Африканского" - композиция Шубина с чертами классицизма, соединенная с мягкими округлыми формами героев.
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - скульптор, работавший в России с 1766 по 1778 гг. и , оказавший большое влияние на русское искусство. Памятник Петру I в Петербурге - крупная работа Фальконе. Эскиз памятника был создан в 1765 году, в 1770 г. была завершена модель в натуральную величину, в 1775-1777 годах происходила отливка статуи из бронзы, открытие памятника состоялось в 1782 году. К месту установки памятника была доставлена каменная скада, весившая около 1300 тонн.
Ученица Фальконе Мари Анн Кало (1748-1821) помогала Фальконе в создании памятника Петру I. Она изваяла голову Петра. После отъезда Фальконе из России установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
Конец XVIII века-период блестящего расцвета русской скульптуры.
Фёдор Гордеевич Гордеев (1744-1810) - известный скульптор второй половины XVIII века. Его "Прометей" (1769) , мраморное надгробие Голицыной (1780) отсылают зрителя к образам античного искусства. При этом Горедеев не был подражателем памятника древности, он был художником, которому обращение к античности помогало в решении творческих задач.
Рельефы для внутренних помещений Останкинского дворца, были созданы на темы "Жертвоприношений Зевсу", "Жертвоприношений Деметре" и т.д. Рельфы имели облик классических греческих пластик.
Михаил Иванович Козловский (1753-1802) - художник, в чьём творчестве получили развитие классицистические тенденции монументальной скульптуры. Он выполнил два барельефа для Мраморного дворца на тему Древнего Рима. Статуя Екатерины II работы Козловского в образе Меневры показана невероятно властной и величественной.
в 1797 году Козловский создаёт статую "Яков Долгорукий", изображая сподвижника Петра I, благородного государственного деятеля в тот момент, когда он готов уничтожить царский указ, возмутивший Долгорукого своей несправедливостью. Факел в скульптуре символизирует истину, весы - правосудие, а поверженный змей - низость.
Надгробие занимало не маловажное место в русской скульптуре того времени. Козловский создал бронзовый рельеф для надгробия генерала П. И. Мелиссино (1800).
"Геркулес на коне" 1799 года - бронзовая скульптура Козловского, посвященная подвигам войск Суворова. Скала и поток на работе олицетворяют Альпы и Рейн, змей - побеждённого врага.
Один из лучших памятников России XVIII-XIX веков - монумент А. В. Суворову в Петербурге (1801). Сложно говорить о портретном сходстве скульптуры с оригиналом, при этом скульптору удалось создать образ, производящий мощное впечатление на зрителя от идеализированного образа национального героя. В военных доспехах соединены древнеримские элементы вооружения и оружие эпохи Возрождения.
"Самсон, разрывающий пасть льва" (1801) - ещё одна важная в истории скульптура. Образ Самсона олицетворяет грозную силу русского оружия. Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизирует побежденную Россией Швецию.
Феодосий Феодосьевич Щедрин (1751-1825) - талантливый скульптор, живший заграницей, но вернувшийся в Россию. Его скульптура "Марсий" (1776) полно бурного движения и трагичности. В статуе "Венера" из мрамора 1792 года фигура изображена с несколько удлиненными пропорциями. В этой и подобных скульптурах отчетливо прослеживается культ античности.
Иван Петрович Мартос (1754-1835) - современник Шубина и Козловского, одна большая часть его произведений была создана уже в XIX веке. Его работы конца столетия - это надгробия. Памятник М. П. Собакиной (1782) - одно из совершеннейших произведений скульптора. В памятнике П. А. Брюс (1786-1790) показана передача чувств супруга, опечаленного кончиной возлюбленной. А в памятнике Н.И. Панину, напротив, показана возвышенная философская грусть.
Иван Прокофьевич Прокофьев (1758-1828) - замечательный скульптор второй половины XVIII века. В его бронзовой статуе "Актеон, преследуемый собаками" 1784 года ярко заметны активные движения бегущего юноши, преследуемого собаками Дианы.
Гипсовые рельефы Прокофьева были созданы для украшения дворца Строгановых, Акакдемии художеств и Павловского дворца. На рельефах изображены сложные композиции с различными видами художественного творчества, изящно показанными мастером.
Терракотовые бюсты А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1802) - это портретная скульптура Прокофьева по своей простоте и интимности близкие к живописным работам того же времени.
В русской скульптуре конца XVIII cтолетия распространён принцип синтеза искусств. Прежде скульптурная орнаментация являлась дополнением, занимала более низкое положение по отношению к архитектуре. Теперь же скульптура не только украшает здания пластическими фигурами и рельефом, но и по средствам своего языка продолжают развитие идеи, созданное в архитектуре. Архитектура, скульптура и живопись становятся едины. Каждый вид искусства раскрывает свои новые возможности.
О дальнейших этапах развития русской скульптуры я расскажу в следующих статьях.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#искусство #культура #история искусства #история россии #исторические факты #скульптура #бюст #петербург #москва #xviii век