27.10.2021. АПИ — Решение о переводе школьников на дистанционный формат соразмерно сложившейся критической обстановке. К такому выводу пришел Второй кассационный суд.
Справка
По данным Министерства просвещения РФ, по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучается 16,6 млн школьников, численность педагогического состава – 1,2 млн учителей. В 10,3 тысячи образовательных учреждений заключены договора на использование сетевой формы, по ним обучается 459,3 тысячи человек.
Школьникам доступно 1,2 млн персональных компьютеров, три четверти которых имеют доступ в Интернет. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в общеобразовательных организациях в 2020 году превысили 155 млрд рублей.
Иск против средней общеобразовательной школы № 4 подала жительница города Шарья Костромской области Мария Жуйкова. Ее сын учился в четвертом классе, дочь поступила в первый. Через неделю после начала учебного года классная руководительница известила родителей, что в течение 15 дней школьники переходят на дистанционное обучение. По мнению мамы, такое решение «фактически ограничило детям физический доступ в учебное заведение». «Всё обучение свели к выполнению детьми домашних заданий, включающему предварительное самостоятельное изучение учебного материала. Фактически организованный в школе процесс, именуемый дистанционным обучением, формально является заочной формой обучения, а по своей сути образованием и вовсе не является», – заявила Мария Жуйкова. Также истица указывала на обязанность школы обеспечить детей и педагогов необходимыми материально-техническими средствами. Кроме того, ее дети навыками использования дистанционных технологий не владеют.
Представители школы и муниципалитета не отрицали проблемы реализации «удаленки». Само дистанционное обучение велось всего два дня – поскольку 90 процентов педагогического состава оказалось на больничном и были зафиксированы заболевания детей, школу закрыли на двухнедельный карантин. Начальник управления образования Оксана Махова также утверждала, что при обращении родителей школа предоставляла технические средства для использования электронных образовательных ресурсов. Равно как истица не отрицала, что ее дети получали домашние задание через родителей. «В связи с этим права истицы и ее детей на доступное бесплатное образование, которое реализовывалось в полном объеме, не были нарушены», – заключила Оксана Махова.
Служители Фемиды пришли к выводу, что весь персонал школы был выведен на больничный на основании представления Роспотребнадзора. Введение карантина также объяснялось фактами выявления случаев заболевания COVID-19. Кроме того, действующий федеральный закон предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. «В муниципальном образовании заключены соглашения о сетевом образовании. Но в ситуации со школой № 4, когда был полностью приостановлен образовательный процесс, реализовать сетевую форму образования не представилось возможным», – заключил районный суд, отклоняя требования истицы.
Апелляционная коллегия также подчеркнула, что решение о переводе учащихся на дистанционную форму обучения принималось на заседании оперативного штаба по профилактике новой коронавирусной инфекции. Равно как Мария Жуйкова не обращалась в учебное заведение с заявлением о предоставлении ее детям материально-технических средств обучения. «Жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав, включая право на образование, становится во многом бессмысленной», – отмечается в определении Костромского областного суда.
Не усмотрела нарушений прав истицы и ее детей и кассационная инстанция. «Оспариваемые приказы, будучи направленными на защиту жизни и здоровья граждан при осуществлении мер по борьбе с эпидемиями, являлись соразмерными обстановке», – констатировал кассационный суд.
Напомним, что Верховный суд России признал законным внедрение цифровой образовательной среды даже вне ситуации пандемии (АПИ подробно писало об этом решении – Верховный суд России подтвердил законность цифровизации школ).