Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Поговорим о де-эволюции: альбом группы Devo – «Q: Are We Not Men. A: We Are Devo»

В комментариях к различным музыкальным статьям (в том числе и к моим) нередко появляются несколько человек, уверенно выдвигающих следующий тезис:

«Музыка перестала развиваться в конце 70-х, всё время после этого идёт непрерывная деградация».

Сегодня, чтобы лишний раз подтвердить данную цитату, мы поговорим о крутом альбоме прямиком из конца 70-х от группы, изначально позиционирующей себя не иначе, как «человечество движется в обратном направлении и мы деградируем вместе с ним».

Классический для моего канала коллаж, состоящий из фото группы Devo времён 1978 года и обложки альбома. На ней изображен пуэрториканский гольфист Чи-Чи Родригес. Точнее его видоизменённое фото, поскольку к моменту начала печати первых копий пластинок Devo ещё не имели разрешения от самого Чи-Чи на использование в качестве обложки.
Классический для моего канала коллаж, состоящий из фото группы Devo времён 1978 года и обложки альбома. На ней изображен пуэрториканский гольфист Чи-Чи Родригес. Точнее его видоизменённое фото, поскольку к моменту начала печати первых копий пластинок Devo ещё не имели разрешения от самого Чи-Чи на использование в качестве обложки.

Несмотря на то, что эта пятёрка выглядит крайне причудливо (правда знаменитые красные каски появились немного позже), а посыл в их творчестве прочитывается, как юмористический, история вокруг создания Devo очень серьёзная.

4 мая 1970 года – чёрная дата в истории Кентского университета, располагающегося в американском штате Огайо. Примерно три тысячи молодых людей вышли на антивоенные демонстрации, протестуя против политики тогдашнего президента США Ричарда Никсона и его решения вести военные действия в Камбодже. Это была новая фаза продолжительной Вьетнамской войны.

Власти, само собой, выступали против этих собраний, а потому в Кент было направлено подразделение Национальной гвардии штата Огайо. И в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля. Студенты отказались расходиться, призывая военных покинуть территорию кампуса. Военным же был отдан приказ во что бы то ни стало заставить студентов прекратить демонстрацию. Итог оказался печальным – военные открыли огонь по толпе. Пострадали 13 человек, для четырёх из них дело и вовсе закончилось летальным исходом.

Активным участником и свидетелем этих ужасных событий оказался Джеральд Казале, будущий лидер Devo. Цитата из его интервью:

До произошедшего я считал себя хиппи, предполагая, что мир по сути своей хороший. Если люди были злыми, то существовала справедливость и закон имел значение. Всё это глупые и наивные вещи. Я видел глубину ужасов, лжи и зла».

Университет был закрыт на неопределённое время и Казале засел дома, играя различную музыку со своим другом, Марком Мазерсбо. Оба время от времени были заняты в любительских группах, но именно тогда, в июле 1970 года, началась история того, что станет Devo. Казале объединился с другим студентом Кента, Бобом Льюисом и активно начал развивать шутливую теорию о том, что человечество де-эволюционирует. Чтобы понимать, к чему это привело, достаточно взглянуть на мини-фильм 1976 года «Начало конца: правда о де-эволюции». Уже сформированный коллектив по сюжету бросает свою работу на заводе, чтобы начать играть странные песни. Исполняют Devo кавер на «Secret Agent Man» Джонни Риверса, который войдёт в их второй альбом. А также одну из ключевых песен дебютника – «Jocko Homo».

Запоминающиеся выступления в клубах и победа на кинофестивале в Энн-Арбор привели к тому, что ещё до выпуска какой-либо музыки о Devo узнали такие личности, как Дэвид Боуи и Игги Поп, с которым Боуи в то время активно тусовался в Германии. Всё из-за демо-кассеты с ранними записями группы.

Однако позднее нашёлся другой, не менее влиятельный персонаж. По словам Марка Мазерсбо, он оказался ключевым катализатором того, как в Devo звучат клавишные:

«Мне нравились Roxy Music. У них потрясающие песни и тексты. Но была одна песня, "Editions of You", в ней такой чудесный синтезатор. Услышав соло на клавишных, я понял – именно этот звук я искал всю свою жизнь».

Как вы понимаете, клавишником Roxy Music в то время был великий Брайан Ино.

Devo уже переехали в Нью-Йорк и много выступали в местном «Max's Kansas City». Там в толпе их поклонников и обнаружился Игги Поп. Разумеется, за Игги потянулся и Боуи и вот уже в ноябре 1977-го на очередном концерте группы, которую Дэвид объявил «музыкой будущего», он объявляет со сцены, что будет продюсировать дебютный альбом Devo в Токио предстоящей зимой.

Проблема заключалась в том, что сам Боуи был очень занят на съёмках картины «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо» и не мог поработать с группой, заждавшейся своей первой полноценной записи. И поэтому Дэвид свёл их с Брайаном Ино. Каждая из сторон с воодушевлением восприняла эту новость, особенно в свете того, что у самих Devo ещё даже не было контракта на выпуск альбомов и Ино платил за сессии из своего кармана. Столь сильна была его вера в Devo.

Брайан предложил ребятам обосноваться в знаменитой студии Конни Планка в Кёльне. Несмотря на непривычные холодные условия и трения, возникшие между Devo и продюсером, им хватило февральского месяца 1978 года, чтобы подготовить весь материал для грядущего альбома. О том периоде хорошо скажет лично Джеральд Казале:

«Брайан был увлечен красотой мелодий к тому времени, когда взялся за наш альбом, что было довольно странно, потому что концепция Devo была посвящена жестокой индустриальной эстетике, особенно тогда. Он продолжал пытаться найти мелодичные и красивые вещи в Devo, хотя на тот момент мы жили с этими песнями так долго, что нам было неинтересно переосмысливать их таким образом. Для нас это звучало нелепо. Он был очень расстроен творчески, потому что мы закрывали ему доступ к этим вещам. Он исполнял все эти прекрасные мелодии и пел, а потом мы микшировали и говорили: "Нет".

Итогом стало то, что это действительно получился альбом группы Devo. Отгадать продюсирование Брайана Ино практически невозможно. Может, и к лучшему.

Devo действительно тусовались с Дэвидом Боуи.
Devo действительно тусовались с Дэвидом Боуи.

«Q: Are We Not Men? A: We Are Devo!» появился на свет 28 августа 1978 года. Изначально релиз должен был состояться ещё весной, но возникли юридические трения. У группы имелась договорённость с крупным лейблом Warner Brothers, когда на горизонте появилась британская фирма Virgin Records во главе с Ричардом Брэнсоном. Закончилось всё судебными тяжбами, по результатам которых альбом вышел на разных территориях с разным оформлением обложки.

А теперь можно наконец-то перейти к музыке, потому что она здесь великолепная. Это настоящая предтеча тому, что позже станет пост-панком и синти-попом. Группа, обильно использующая клавишные, но всё равно звучащая куда более панково, чем те же Sex Pistols.

«Uncontrollable Urge» – настоящее неконтролируемое желание, отличный вариант для того, чтобы начать пластинку.

«Mongoloid» – это то, за что я в принципе люблю Devo. Простая, но крайне привязчивая партия бас-гитары, красивейшие клавишные и текст, к которому можно применить любую трактовку.

Mongoloid, he was a mongoloid
One chromosome too many

Самая распространённая – под «монголоидом» понимается человек, страдающий от синдрома Дауна, но живущий при этом самой обычной жизнью. Ведь по теории де-эволюции человечество деградирует, а значит...

Впрочем, мне больше нравится аналогичная положительная версия, по которой даже страдающие серьёзными заболеваниями люди абсолютно заслуживают того, чтобы к ним относились с уважением. Каждый из нас может оказаться «монголоидом».

«Jocko Homo» – это вся суть Devo и всего этого альбома. Начиная от самого названия песни, отсылающего к старой столетней брошюре от де-эволюции образца и заканчивая многократным повторением фразы, зафиксированной как название альбома. Гимн поклонников Devo.

Или совершенно внеземная «Gut Feeling», будто бы взятая с совершенно другого альбома совершенно другой группы. Помните, в группе было ещё трое отличных музыкантов: Боб Мазерсбо и Боб Казале (да, братьев тут хватало) и ударник Алан Майерс. Их мастерство можно услышать здесь.

Ниже видеозапись с одного из первых концертов Devo. Качество не блистает, но насколько же всё чудесно звучит. Буквально по-немецки, где тайминг музыкантов просто идеальный.

Пример «деградации» общества был продемонстрирован ещё в двух песнях. Одна из них: «Come Back Jonee». Это нечто иное, как новое прочтение классики Чака Берри «Johnny B. Goode». В памятном хите рок-н-ролла персонаж Джонни пойдёт далеко, поскольку отлично освоил гитару. В песне группы Devo Джонни выставляется неудачником, ибо кроме этой самой гитары ничего больше его не интересует, а жизнь катится по откос. Потрясающе.

Но по-настоящему догола раздевает Devo другую классику. Это их прямой кавер на «Satisfaction» группы The Rolling Stones. После прочтения американцев оригинал просто не узнать!

В книге «Unmasked», посвящённой творчеству Devo, Марк Мазерсбо рассказывал чудесную историю. Однажды Мик Джаггер выразил одобрение каверу, поскольку его менеджер заставил фронтмена The Rolling Stones так сделать. Надо же!

Как вы уже поняли, «Q: Are We Not Men? A: We Are Devo!» – необычная работа, значительно опередившая своё время.

Статус этого альбома подтвердился с годами. Любимый журнал независимых слушателей Pitchfork поставил пластинку в список «100 лучших альбомов 70-х». А любимый журнал всех русских меломанов Rolling Stone в 2020 году присвоил ему 252 место в своём рейтинге «500 лучших альбомов всех времён».

Главный хит и коммерческое достижение Devo выйдет позже, но в историю они вошли именно как группа, чей дебютный релиз станет влиятельным шагом для музыки. Что очень интересно, ведь по их собственным словам де-эволюция давно произошла.

Почитать о других интересных альбомах можно по активному тегу #разбор альбомов от romanist music

Подписаться на канал в Telegram

#музыка #devo #рок #новая волна #музыкальные альбомы #дэвид боуи #брайан ино #музыканты #поп-культура