Во время первого посещения Ялты в 2020 году я основное внимание уделял знаковым местам Большой Ялты: императорским и вельможным дворцам, Массандре, Никите. В самой Ялте я только гулял по Набке. Во второй визит в город в сентябре 2021 года я уже мог себе позволить просто погулять по городу. И как ни странно вспомнить свою молодость, хотя в Ялте первый раз побывал в 2020 году.
Моя молодость пришлась на времена Перестройки, когда нам казалось «Вот сейчас заживем». Зажили, но не все и дожили до более-менее нормальных времен тоже не все. Поэтому мне было интересно посетить места, где снимали культовый перестроечный фильм «Асса». Этот фильм про папика Крымова, прогрессивного «мальчика Бананана», медсестру Алику, про любовь, бабки… и Ялта там просто божественно присутствует. Заснеженная, неряшливая и прогрессивная…
В этот раз в Ялте я остановился совсем недалеко от основных мест съемок «Ассы». Утром второго дня пребывания в Ялте я решил побродить по следам «мальчика Бананана».
Проснулся я в это утро очень рано на рассвете в своем номере на третьем этаже пансионата «Жемчужина». Номер у меня был скромный, не похожий ни на люкс в «Ореанде», где останавливались Алика и Крымов. Пансионат «Жемчужина» значительно скромнее и санатория «Украина», также запечатленного в «Ассе». Но с моей скромной террасы открывается неплохой вид на море, горы и даже чуток «Ореанды» виден.
Завтракал я скромно на своей террасе, а не в шикарном ресторане.
Так и не выбился в большие начальники или бизнесмены.
После завтрака я отправился гулять по кинематографическим местам Ялты. Фильмов в городе сняли кучу, но самый «ялтинский» фильм это конечно «Асса». С Горки я спускался по прикольной лесенке от улица Манагарова.
Далее проходил мимо старых хибар на улице Дмитриева. Домик Бананана снимали в другом месте над Морвокзалом, но на Дмитриева и даже на магистральной улице Кирова сохранились старые хибары, смотрятся они даже романтично.
Как говорится и поется «Здравствуй, мальчик Бананан»…
В Ялте сохранились более-менее три места, в которых проходили съемки «Ассы».
Первым я пришел к гостинице «Ореанда».
Гостиница построена в начале 20 века в стиле арт-деко. Папик Крымов и медсестра Алика жили в номере на третьем этаже с видом на море.
Отель смотрится интересно, но если бы не «Асса» и ничего уж особенного и нет. Лично мне больше запомнилась шхуна «Эспаньола», которая установлена на вечную стоянку у отеля.
Кораблик назывался раньше «К. Ворошилов» и трудился в Херсонском винзаводе. Но его заметили кинематографисты и выкупили посудину у винзавода. Кораблик блеснул в «Острове сокровищ» и еще паре фильмов, но потом его надо было правильно эксплуатировать и киностудия сплавила его «Интуристу» и кораблик занял место на вечном приколе на набережной. В «Ассе» он уже присутствует на нынешнем месте.
В фильме ялтинская Набка выглядит шикарно в зимнем убранстве. Я недавно снова пересмотрел фильм и загорелся желанием посетить Крым зимой. Сейчас это стало модным, бежать в Крым во время короновирусных ограничений.
Еще одно знаковое сооружение, присутствующее в «Ассе», это канатная дорога «Ялта-Горка».
Я по нескольку раз в день мотался на эту Горку пешком, поэтому все тянул с посещением этой канатной дороги. Так и не собрался, удивила цена поездки, да и кабинки уже не те. Решил оставить поездку на канатке на другой раз. А песенку «Город золотой» БГ я мурлыкал каждый раз, когда лез по вечерам наверх в гостиницу по крутой лестнице.
«Под небом голубым есть город золотой.
С прозрачными воротами и ясною звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый».
Ялтинский район улиц Кирова и Манагарова по вечерам не сильно похож на «город золотой». И в кустах там гуляли не огнегривые львы и волы, а беспризорные псы и кошаки. Но антураж был почти из фильма «Асса» в районе жилища Бананана.
Еще одно место съемок «Ассы» это бывшая гостиница «Россия» на набережной. В 90-е годы гостиница захирела, но недавно была реконструирована и переименована более нейтрально в «Тавриду».
В «России-Тавриде» снимали ресторан с колоннадой, где играла группа Бананана и происходил дебош «летчика».Ну и главное, именно в ресторане «России» Виктор Цой начинает петь гимн Перестройки «Мы ждем перемен», а потом бац и переносится в Москву, в Нескучный сад, в «Зеленый театр».
Я у «Тавриды» часто прогуливался, место мне понравилось, сама гостиница выглядит как-то «теплее», чем «Ореанда».
Про «Ассу» я вспомню и в районе Никитского ботанического сада (сад в районе китайской беседки в снегу смотрится шикарно). А в реальности спуск к пляжу в районе «Райского сада» Никиты выглядит ужасно.
Ну и естественно я буду высматривать санаторий «Украина» во время прогулки на катере до Ласточкиного гнезда. Как можно забыть «Старика Козлодоева» и несчастного лилипута, спрыгнувшего с катера в «Ассе». Сейчас «Украина» называется более нейтрально «Родина». Вид тут шикарный, еще и Ай-Петри во всей красе.
Но самое интересное в «Ассе» это атмосфера межсезонья в популярном курортном месте. Некоторые вещи сейчас не увидишь. Я например специально купил небольшую картину, изображающую огромный круизный лайнер в порту Ялты. Порт Ялты теперь под санкциями и круизных красавцев тут не увидишь.
Но в целом за 30 с лишним лет Ялта сохранила некий шарм популярного совкового курорта с налетом «особости», которого нет например в Сочи.
Вот так я вспоминал свою молодость, мальчика Бананана, медсестру Алику, папика Крымова и советскую Ялту во время пеших и морских прогулок по городу и его окрестностям.
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...