В 1862 году на Английской набережной в Санкт-Петербурге закончилось строительство особняка для Александра Штиглица, банкира и мецената, основавшего Училище технического рисования. Созданный по проекту архитектора Кракау дворец даже тогда отличался роскошью и изысканностью интерьеров, оформленных по последнему слову техники и моды. Сегодня перенесёмся, будто на машине времени, в 19 век и заглянем в это шикарное, без преувеличений, здание. А затем узнаем, что же произошло с дворцом после.
Дом занимает место, где в начале 18 века находилось три отдельных участка. Проект был готов в 1859 году, возведение здания закончилось через три года.
Богатство хозяина особняка подчёркивал нарядный лицевой фасад в стиле историзма. Штиглиц построил для своей семьи настоящий дворец. Всё декоративно-прикладное убранство дома создавалось по рисункам Кракау.
Анфиладу парадных помещений вдоль Невы открывал Белый зал. За ним располагалась Парадная приёмная, украшенная двумя полотнами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда Циммерманов. Небольшая проходная комната вела в Голубую гостиную с камином из белого мрамора и плафоном "Амур ведёт Психею на Олимп" немецкого художника Ханса фон Маре.
Самый большой зал во дворце Штиглица - Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. На втором этаже были также Чёрная и Мавританская гостиные. На первом этаже находились жилые покои хозяев.
Для украшения парадных залов барон Штиглиц приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения была написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, однако, принадлежавшими к важнейшим художественным школам Европы. Так барон Штиглиц стал владельцем картин, которые сейчас ценятся как настоящие шедевры.
Спустя пять лет после окончания строительных работ, барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел все величие его дворца. Живописец прекрасно отобразил каждую комнату в акварельных картинах. Всего получилось 17 акварелей, заключенных в кожаный альбом. На сегодняшний день рисунки Премацци хранятся в Эрмитаже.
После смерти барона Штиглица в 1884 году особняк несколько лет простоял пустым, т. к. его стоимость в 3 миллиона рублей была далеко не каждому по карману. Затем он был выкуплен казной у наследников Штиглица и перестроен для Великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. Хозяева желали получить за дворец хотя бы два миллиона, тогда как Павел Александрович рассчитывал потратить максимум полтора. В итоге они сошлись на цене в 1 600 000 рублей золотом. С того момента это здание стали именовать Ново-Павловский дворец. Собрание живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались на месте без значительных изменений вплоть до революции.
В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. После 1917 года особняк был национализирован, а произведения искусства изъяты и распределены по музеям. Однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно менялись на протяжении 20 века. Там поначалу размещался детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро со штатом 1500 человек. Год от года здание ветшало и теряло свое былое величие. Все они по-своему заботились о хранившихся там произведениях живописи, но не могли уберечь их от неизбежных повреждений. В последнее 20-летие 20 века особняк оставался без отопления.
Первая реставрация Ново-Павловского дворца планировалась еще в 1988 году. Тогда была проведена масштабная работа с архивами, но работа по восстановлению прекратилась. В 1990-х владельцем здания являлась компания «Лукойл», но и тогда за его реставрацию никто не взялся.
В настоящее время особняк передан в ведение Санкт-Петербургского государственного университета, благодаря которому часть картин была передана в Эрмитаж на временное хранение. Сегодня проводятся реставрационные работы по восстановлению здания.