Найти в Дзене
Время Романовых

Особняк Штиглица. Роскошь во всей ее красе.

В 1862 году на Английской набережной в Санкт-Петербурге закончилось строительство особняка для Александра Штиглица, банкира и мецената, основавшего Училище технического рисования. Созданный по проекту архитектора Кракау дворец даже тогда отличался роскошью и изысканностью интерьеров, оформленных по последнему слову техники и моды. Сегодня перенесёмся, будто на машине времени, в 19 век и заглянем в это шикарное, без преувеличений, здание. А затем узнаем, что же произошло с дворцом после.

Дом занимает место, где в начале 18 века находилось три отдельных участка. Проект был готов в 1859 году, возведение здания закончилось через три года.

Богатство хозяина особняка подчёркивал нарядный лицевой фасад в стиле историзма. Штиглиц построил для своей семьи настоящий дворец. Всё декоративно-прикладное убранство дома создавалось по рисункам Кракау. 

Анфиладу парадных помещений вдоль Невы открывал Белый зал. За ним располагалась Парадная приёмная, украшенная двумя полотнами мюнхенских пейзажистов братьев Альберта и Рихарда Циммерманов. Небольшая проходная комната вела в Голубую гостиную с камином из белого мрамора и плафоном "Амур ведёт Психею на Олимп" немецкого художника Ханса фон Маре.

-2

Самый большой зал во дворце Штиглица - Танцевальный, украшенный французскими хрустальными люстрами. На втором этаже были также Чёрная и Мавританская гостиные. На первом этаже находились жилые покои хозяев.

Для украшения парадных залов барон Штиглиц приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения была написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, однако, принадлежавшими к важнейшим художественным школам Европы. Так барон Штиглиц стал владельцем картин, которые сейчас ценятся как настоящие шедевры.

-3

Спустя пять лет после окончания строительных работ, барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел все величие его дворца. Живописец прекрасно отобразил каждую комнату в акварельных картинах. Всего получилось 17 акварелей, заключенных в кожаный альбом. На сегодняшний день рисунки Премацци хранятся в Эрмитаже.

После смерти барона Штиглица в 1884 году особняк несколько лет простоял пустым, т. к. его стоимость в 3 миллиона рублей была далеко не каждому по карману. Затем он был выкуплен казной у наследников Штиглица и перестроен для Великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. Хозяева желали получить за дворец хотя бы два миллиона, тогда как Павел Александрович рассчитывал потратить максимум полтора. В итоге они сошлись на цене в 1 600 000 рублей золотом. С того момента это здание стали именовать Ново-Павловский дворец. Собрание живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались на месте без значительных изменений вплоть до революции.

-4

В 1917 г. дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. После 1917 года особняк был национализирован, а произведения искусства изъяты и распределены по музеям. Однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно менялись на протяжении 20 века. Там поначалу размещался детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро со штатом 1500 человек. Год от года здание ветшало и теряло свое былое величие. Все они по-своему заботились о хранившихся там произведениях живописи, но не могли уберечь их от неизбежных повреждений. В последнее 20-летие 20 века особняк оставался без отопления.

-5

Первая реставрация Ново-Павловского дворца планировалась еще в 1988 году. Тогда была проведена масштабная работа с архивами, но работа по восстановлению прекратилась. В 1990-х владельцем здания являлась компания «Лукойл», но и тогда за его реставрацию никто не взялся. 

В настоящее время особняк передан в ведение Санкт-Петербургского государственного университета, благодаря которому часть картин была передана в Эрмитаж на временное хранение. Сегодня проводятся реставрационные работы по восстановлению здания.