Найти в Дзене
Исторический музей

«Я буду царствовать или погибну»: как Екатерина II пришла к власти

Оглавление

Заговор против неспособного править императора зрел почти с самого начала его вступления на престол. Среди наиболее активных заговорщиков, помимо братьев Орловых, которые успешно вели агитацию в пользу Екатерины среди гвардейцев, были гетман Малороссии и командир Измайловского полка граф К. Г. Разумовский, воспитатель великого князя Павла и дипломат граф Н.И. Панин, его брат П. И. Панин, их племянница 19-летняя княгиня Е. Р. Дашкова. Одни из сторонников Екатерины считали, что она должна стать регентшей до совершеннолетия Павла, другие хотели возвести на трон именно её.

Тревожные мысли о своём безрадостном будущем приходили на ум великой княгине Екатерине не раз на протяжении её замужества, но до поры до времени она не разделяла свою судьбу и судьбу мужа. Убеждение, что её интересы окончательно разошлись с интересами Петра, как свидетельствуют её «Записки», созрело в 1758 году, что привело её к мысли о возможности устранения его от власти. Размышляя о вариантах своей судьбы, она пишет: «Во-первых, делить участь его императорского высочества, как она может сложиться; во-вторых, подвергаться ежечасно тому, что ему угодно будет затеять за или против меня; в-третьих, избрать путь, независимый от всяких событий. Но, говоря яснее, дело шло о том, чтобы погибнуть вместе с ним или через него или же спасть себя, детей и, может быть, государство от той гибели, опасность которой заставляли предвидеть все нравственные и физические качества этого государя. Эта последняя доля показалась мне самой надёжной».

События 28-29 июня 1762 года, когда Екатерина пришла к власти, называют «июньской революцией»

Ранним утром 28 июня императрица, мирно спавшая в петергофском Монпрезире, была разбужена приехавшим из столицы братом её фаворита, А. Г. Орловым, который сообщил об аресте одного из заговорщиков и призвал Екатерину немедленно ехать в Петербург. Вблизи города они встретили Г. Г. Орлова и направились вместе в расположение ближайшего лейб-гвардии Измайловского полка, которым командовал К. Г. Разумовский.

С дрожью в голосе Екатерина обратилась к выбежавшим навстречу ей солдатам и офицерам, говоря, что император приказал убить её и сына, и услышала в ответ, что они все умрут pа неё и цесаревича. После присяги измайловцев Екатерине присягнули гвардейцы Семёновского полка, преображенцы и конногвардейцы. Некоторые солдаты и офицеры снимали форму прусского образца, введённую Петром III, и переодевались в русские мундиры.

Около 9 часов утра Екатерина в сопровождении гвардии подъехала к Казанскому собору, где собралось множество жителей Петербурга разных сословий. Архиепископ Новгородский Дмитрий провозгласил Екатерину самодержавной государыней, а её сына Павла - наследником.

После этого Екатерина поспешила в Зимний дворец, где приняла присягу высших чинов государства и подписала первые манифесты.

А. Цатта. Екатерина, которую только что провозгласили Императрицей Всея России. 1797 год. ГИМ
А. Цатта. Екатерина, которую только что провозгласили Императрицей Всея России. 1797 год. ГИМ

Что же в это время делал Пётр?

День накануне 28 июня Пётр, как всегда, закончил за ужином с изрядной долей горячительного. Встав поздно, он только в час пополудни выехал из Ораниенбаума в Петергоф. По пути он узнал об исчезновении оттуда жены, и, ошеломлённый и растерянный, стал направлять своих приближённых в столицу, чтобы выяснить, что происходит, сам же в ожидании известий, стал прогуливаться по петергофскому парку.

П.А. Ротари. Портрет великого князя Петра Федоровича. Около 1760 года. ГИМ
П.А. Ротари. Портрет великого князя Петра Федоровича. Около 1760 года. ГИМ

Когда стало понятно, что произошёл переворот, Пётр приказал составить обращение к Сенату с призывом сохранять ему верность. Но на пути в столицу письмо было перехвачено войсками, присягнувшими Екатерине войсками.

В четыре часа пополудни Пётр решил послушаться совета, данного ему генерал-фельдмаршалом Б. К. Минихом, укрыться в Кронштадте. Пока крепость готовилась к прибытию императора, присланный туда Екатериной адмирал И. Л. Талызин сумел убедить гарнизон и коменданта принять присягу императрице. В ожидании известий о безопасности Кронштадта росла растерянность Петра: обморок сменялся раздражением, раздражение - упадком сил, он не мог ни на что решиться. Перекусив и выпив вина, что придано ему сил, он вызвал из Ораниенбаума своих голштинцев. При виде плохо вооружённых «защитников», численностью 1300 человек, наиболее трезвые головы поняли бессмысленность сопротивления превосходящим силам гвардии и посоветовали Петру вернуть их в казармы.

Неизвестный автор. Портрет императора Петра III. 1761–1762 гг. ГИМ
Неизвестный автор. Портрет императора Петра III. 1761–1762 гг. ГИМ

Наконец, в десятом часу Пётр решился плыть в Кронштадт. В первом часу ночи фрегат и галера императора подошли к крепости. С берега донеслось грозное предупреждение: если корабли не отойдут в море, то по ним будет открыт огонь. Пётр со свитой вынужден был отойти. Миних посоветовал ему плыть в Ревель, а оттуда в Пруссию, где находилась 80-тысячная русская армия, с помощью которой можно будет за короткое время восстановить власть Петра III. Император не послушался совета, а отправился в Ораниенбаум.

Возможно, если бы Пётр решился на предложение Миниха, то всё могло бы завершиться иначе

Пока Пётр пребывал в нерешительности, Екатерина решила закрепить свой успех и вечером 28 июня направилась в Петергоф во главе войска численностью 14 тысяч человек, чтобы арестовать своего супруга.

Она ехала верхом, одетая в мундир офицера Семёновского полка, который более менее подошёл ей по размеру, с Андреевской лентой через плечо, в шляпе, с распущенными красивыми волосами.
Кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка с Андреевской лентой. Принадлежал подпоручику А.Ф. Талызину. В нём Екатерина II возглавила поход гвардии на Петергоф в день 28 июня 1762 года. ГИМ
Кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка с Андреевской лентой. Принадлежал подпоручику А.Ф. Талызину. В нём Екатерина II возглавила поход гвардии на Петергоф в день 28 июня 1762 года. ГИМ

Около часа ночи, измученная нервным напряжением этого дня, Екатерина решила заночевать в трактире Красного кабачка. Рано утром поход продолжился. Возле Троицко-Сергиевой пустыни вице-канцлер А. М. Голицын передал письмо от императора. В нём Пётр предлагал Екатерине полное примирение. Голицын присягнул императрице и рассказал о неудачной попытке Петра высадиться в Кронштадте. Вскоре от Петра пришло второе письмо с просьбой о прощении, отказе от своих прав на престол и сообщением о готовности отправиться в Голштинию. Но этого было недостаточно. Екатерине было необходимо подписанное Петром отречение от престола. И совсем скоро оно лежало у неё на столе.

Что делать с низвергнутым Петром?

Это следующий вопрос, который должна была решить Екатерина. Отпустить супруга на родину в Гоштинию, как он просил, было совершенно неразумно: в этом случае он почти наверняка стал бы орудием в руках тогдашних противников России - Пруссии, Швеции, Турции. Лишить его жизни - значило бы нанести непоправимый ущерб репутации Екатерины, и без того пострадавшей от факта узурпации власти. Оставалось одно - держать его в заключении.

Известно, что она отдала приказ подготовить для него лучшие покои в Шлиссельбургской крепости. Пока шли приготовления, Петра под конвоем перевезли в Ропшинский дворец в 30 верстах от Петербурга

В Ропшиском дворце при невыясненных обстоятельствах, вероятно, 6 июля, оно окончил свои дни. Умер ли он в результате резкого ухудшения здоровья, наступившего из-за переживаний в трагические дни? Был ли убит в пьяной драке сторожившими его офицерами? И, наконец, самый главный вопрос: причастна ли императрица к смерти супруга?

Фрагмент картины кисти Ф. С. Рокотова. Портрет императрицы Екатерины II. Конец 1770-х - 1780-е гг. ГИМ
Фрагмент картины кисти Ф. С. Рокотова. Портрет императрицы Екатерины II. Конец 1770-х - 1780-е гг. ГИМ

На сегодняшний день существует масса версий, остроумных догадок и предположений, но, видимо, мы никогда не узнаем, какие из них соответствуют действительности. Точно так же мы никогда не узнаем всех подробностей подготовки заговора Екатериной II. Ясно одно, что именно в её руках сходились все нити, она была его главным организатором, душой и мозгом.

Она умело использовала настроения одних и надежды других, никого не разочаровывала и не разубеждала, а уверенно шла к цели. Екатерина ощущала в себе способности и желание править, ей казалось, что она сумеет прославить и себя и страну. И всё же, если бы не угроза. нависшая над ней с приходом к власти Петра, она, вероятно, так и не решилась бы на столь опасное предприятие, уж слишком велик был риск. Но император фактически загнал жену в угол, и у неё не оставалось иного выхода, как испытать судьбу, поставив на кон всё, что она имела.
Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой
Неизвестный художник. Аллегория на воцарение Екатерины II. 1762 г. (?) ГИМ
Неизвестный художник. Аллегория на воцарение Екатерины II. 1762 г. (?) ГИМ

Так началось 34-летнее царствование Екатерины Великой. Оно ознаменовалось многими замечательными деяниями, оставившими заметный след в истории России. Но началось оно с события, которое бросило тень на её имя.