Получив аудиофайл с записью вокала, начинаем работу с реставрацией.
Реставрация - удаление лишних призвуков во время вокала. Вот например, захотел ты себя в концертном зале записать, а тут близсидящая возле твоего устройства бабуля решила конфетку развернуть, или у кого-то каблучок скрипнул. В домашней или студийной записи тоже никто не застрахован от посторонних звуков и призвуков.
Далее следует тюнинг - коррекция интонационных неточностей и фальшивых нот. Делается специальными плагинами типа melodyne, а во многих DAW есть и встроенные плагины, поддерживающие данную функцию.
Варпинг - коррекция нот по попаданию в темп. Можно выполнять теми же плагинами. Иногда это делается вручную с целыми музыкальными фразами в плейлисте в редакторе аудио, растягивая отдельные фразы в пределах аудиофайла, когда вместо вокала идет "начитка", речитатив.
Удаление шумов в паузах, коррекция дыхания по громкости - выполняется вручную или гейтом. Последний удаляет тихие призвуки ниже определенного порога по громкости.
Далее следует эквализация самого вокала - чистка ненужных частот уже в самом вокале, устранение частотных конфликтов между вокалом и сопровождением, улучшение естественного тембра в яркую или округлую сторону, если это нужно.
Правило: при усилении частот используется широкая полоса, а при ослаблении - узкая.
Если есть задумка, то добавляется влияние на тембр ради спецэффектов (например, телефонный).
Все эти опции удобно выполнять графическим эквалайзером. Есть специальные эквалайзеры для украшения гармоник, они, как правило, параметрические.
В чистку также входит удаление эквалайзером резонирующих частот, деэссером - свистящих и шипящих призвуков (сибилянтов). Шипящие звуки находятся в диапазоне 4-8кГц, свистящие - от 8 кГц и выше. Нужно их сначала найти эквалайзером с анализатором, а щатем настроить деэссер так, чтобы он срабатывал только тогда, когда произносятся сибилянты.
После очищения записи находим те частоты, которые являются в голосе самыми красивыми, и самыми полезными.Как правило, это две области: верхняя, отвечающая за читаемость, и нижняя, отвечающая за округлость и красоту звучания. Немного усиливаем их, если это нужно, так они будут звучать ярче в миксе.
Если голос записан на хорошую аппаратуру, а звучание и так яркое, то эти частоты все равно нужно выявить, чтобы потом вырезать их у инструментов, аккомпанирующих в этой же тесситуре.
Если стоит задача свести вокал с минусовкой, то есть смысл искать полезные частоты не в режиме соло вокала, а сразу с сопровождением.
Только после этого большого этапа работы можно приступать к компрессии. Иначе рискуют вылезти те частоты, которые нам совсем не нужны для удачного микса.